Сибирские огни № 12 - 1983

екой влюбленности, увы— далеко нс един­ ственные в сборнике инерционные строки. Иные стихи просто утопают в словах-напол­ нителях. И настоящее ощущение, неприду­ манный образ, который и вызвал стихи к жизни, теряется в массе необязательного, среднего, неличностного: Пусть на февральском рассвете Тридцать ниже нуля, Я тепло обнаружил в предмете, Странном на первый взгляд. Разглядел я в сугробе калошу И вспомнил вдруг о весне. Понимаете: Просто калошу, Брошенную на снег. И, вонзаясь в незимнюю малость, Преломлялись лучи февраля, И в зиме что-то с хрустом ломалось И стремилось к подножью нуля. Сколько необязательного, неинтересного, общего написано, а ведь ощущение внутри стихов простое, естественное, оно совсем не требовало каких-то подводов, объяснений, выводов и оценок.' Оно и заключено-то в двух строчках и ими ограничено: Разглядел я в сугробе калошу И вспомнил вдруг о весне— Однако, когда автор это почувствовал и по­ пытался написать это ощущение (малень­ кое, но живое), он пустился сочинять из жи­ вого ощущения — стихотворение КАК У ВСЕХ. Правда, далеко не всегда побеждает у Валерия Иванова это, понятное для моло­ дого стихотворца, желание сказать о сво­ ем «оформленно», стандартно, как у всех. Есть в его книге целый ряд удачных этю­ дов, сохранивших чувство, выстроенных в напеве, а не в расхожем ритме. «Нет в деревне родни, ну так что же.,.», «Машин усталые колонны,..», «Ночью озеро застынет...», «Я обнял милую во сне...»,— эти стихи перспективны для молодого поэ­ та, как образцы собственных успехов, как наметки пути к пониманию собственного поэтического голоса. Во вступительном слове Николай Стар- шинов справедливо пишет об этой книге: «...даже самые разные по темам стихи хо­ рошо уживаются в ней, соседствуя друг с другом, потому что написаны они одним человеком, и в них в какой-то мере отражен его характер, его пристрастия, размышле­ ния, радости и печали... Валерию Иванову, как это видно по лучшим стихам, многое удается. Он умеет лаконично и точно пе­ редать не только внешнюю обстановку, но — и это важнее — свое состояние, на­ строение...» Это состояние души, это лирическое на- строение героя стихотворений Валерия Ива­ нова проистекает и определяется конкрет­ ными сиФуациями, реальными поворотами судьбы. Он не описывает состояние души, он старается показать тот участок мира, тот жизненный сюжет, результатом которо­ го и стало это состояние. И пристрастность к конкретике, к детали, к событийности сюжета делают стихи молодого поэта спо­ собными пробуждать в читателях ответные чувства. Однако при общем стройном, созидатель­ ном лирическом тоне сборника вдруг в нем встречаются стихотворения, свидетельст­ вующие о некоем надломе, надрыве в судь­ бе героя, в его душе; таковы стихи «Лю­ бимая, люби мою собаку...», «Голуби с по­ ля...». Последнее стихотворение заканчива­ ется показательно-трагической строфой: Присяду у стога, я им незнаком. Не стану тревожить полет. Пускай с высоты покажусь островком, Который к утру заметет... Казалось бы — это новая нота в общей мелодии сборника, но что-то в ней смущает читательский слух. Конечно, вызывают сму­ щение не сами по себе трагические, трудные ситуации жизни или сложные чувства, обу­ ревающие душу героя. Смущает то, что автор словно бы находит некоторое удов­ летворение в превращении всего этого в складные стихи, точно он сам любуется всем этим и нас побуждает любоваться, но не содрогаться, сочувствуя. Такие «роко­ вые» стихи являются зачастую либо свиде­ тельством недостаточного мастерства, либо того самого «томления духа», которое и стало истоком надрывных строк... Отрадным мне представляется тот факт, что молодые поэты, а среди них и Валерий Иванов, не чураются высоких слов, не бе­ гут от тем гражданственной направленно- сти, напротив — обращаются к ним с реши­ тельностью, которая присуща молодости. И именно тут их голоса наполняются под­ линным звучанием, именно тут и поверяет­ ся их поэтическая состоятельность и свое­ образие. Таким испытанием, поверкой стала для Валерия Иванова поэма «Чужие в доме». Она задает тон в сборнике. Она свела во­ едино все тематические линии книги —• тягу и путь к Родине, жажду человеческого взаимопонимания, любовь, как основу мира в душе и человеческом Доме, понимание того, что главный и единственный дом че­ ловека — его Родина, Отечество, Держава. И прекрасно, что родное не понимается молодым поэтом как только сегодняшнее, но понимается исторически — с чувством прошлого, с осознанной ответственостью за будущее. И все же «Журавлиный путь» — еще не путь сам по себе, а только исток, точка в самом его начале. Точка эта и направление пути выбраны, думается, правильно. Читая эту книгу, другие книги молодых, я среди прочего, роднящего их, выделил од­ но — стилистическую невыявленность соб­ ственного лица, некую усредненность фор­ мы выражения собственного, единственного мира, отсутствие поэтической школы. Очень как-то общепоэтически, неличностно стро­ ятся стихи, и тоном разговора, и компози­ ционным рисунком, и ритмикой, и оснаст­ кой рифм — всем тем, что в совокупности складывается в многомерное понятие стихо­ творной формы: стихи разных авторов ма­ ло чем отличаются друг от друга. Это наблюдение в равной мере относится ко всем поэтам, чьи работы стали предме­ том моих заметок. Николай Шамсутдинов (г. Сургут), о книге которого я теперь поведу речь, каза­ лось бы, может своими стихами опроверг­ нуть мое наблюдение, однако, при более серьезном взгляде на его поэтический мир, когда уже воспринимается не столько сам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2