Сибирские огни № 12 - 1983
Мы не знали, что живем в Берлине, В непрощенном городе войны... Описание еще одного из уроков детства содержится в девятой главке поэмы «Чужие в доме». Русский мальчик с отцовскими эмблема ми танковых войск на воротнике своей кур точки заблудился в немецком городе. Его — отчаявшегося, плачущего —подбирает на улице немка фрау Зальц, потерявшая в не далеком прошлом своего сына в танковом сражении под Курском. Мальчик успока ивается и засыпает в тепле ее дома. Только много позже поймет выросший -мальчик нравственное значение этого урока жиз- ни — и не только для себя, но и для фрау'* Зальц... Пока же он наследует мирный, но драма тически разделенный мир, пока же он еще неосознанно —через разговоры взрослых, Через их чувства —понимает свою отделен- ность от пространства Родины и уже стре мится к ней; пока он получает как основу характера, как знак всей своей будущей судьбы— ощущение вечной дороги, непри вязанное™ души к единственному месту на земле,- ощущение бездомности. Герой Вале рия Иванова формируется отцом, его воен ными дорогами. Он драматически ощущает отсутствие ма- лей родины, как неиссякающего источника поэзии: В своем дому Мы так и не пожили. Наш дом всегда С собой мы увозили. Затиснутый в узлы и чемоданы, За нами он скитался постоянно, Чтоб где-нибудь в громаде стооконной, Где двор и сад заменены балконом, Нам предложить недолгий свой уют. Всем тем, кто век в одном дому живут, Чье детство знает свалки и овраги, Кто‘рос среди мальчишеской ватаги, Я тем завидую. Беспомощное чувство: В моей судьбе На этом месте пусто... Напряжение, угадываемое в первой книге Валерия Иванова, порождено и первыми уроками жизни, тем, что сложилось в его детство. Но напряжение это начинает зву чать мелодраматически, когда мы видим теперешнее стремление героя В. Иванова «намыслить», «начувствовать» себе чисто условную, поэтическую малую родину. Это оборачивается отходом от своего опыта, по пыткой выстроить свою поэтическую судьбу такою, какова она у всех стихотворцев —- выходцев из деревни. Поэтому, в частности, так' наивны обра щения автора к селу, к теме деревенской жизни. Тут дачные впечатления невольно выдаются за знание этой вечной и слож ной сферы жизни, а сама деревня, пережи вающая серьезные и трудные -времена, ви дится утомленному цивилизацией взгляду горожанина —обителью гармонии и красо ты («В электричке»), которую нарушают только горожане, прилетающие в деревню за мясом, как злые демоны («Черный бык»), точно для себя сельчане никогда скот и не режут... Но там, где автор верен себе, своему ха рактеру, и не пытается приобретение дома в деревне («Вот исбылась наша давняя при хоть: дом в деревне почти задарма...»), представить как обретение малой родины— стихи его трогают искренностью инесует- ностью чувства, выражением своего — пока еще локального и замкнутого —жизненно: го опыта. И главное в этих лирических стихах —ощущение дисгармонии, разделен ное™ людей, желание взаимопонимания, сочувствия, сердечной соединенности. Вот кричит неведомая птица в ночном бу ране... Вот одинокая ель стоит на город ской площади, и оторванность от леса для нее равна ,смерти... Вот гуси летят над индустриальным пейзажем, как вечное над миражем... Вот идут городские дожди и снегопады, сливающие душу горожанина с миром... И все это не просто пейзажи-, где природа приходит в болезненное противоре чие с цивилизацией, это —слепки постоян ного ощущения тяги героя к живому, к людям, неизбытой тяги к Родине, его посто янное желание быть кому-то необходимым, нужным, быть связанным с миром и _людь- ми узами дружбы, чувством общего'Дома. И это лирическое впечатление от мира и жизни возрастает в поэме «Чужие в доме», <где Родина воспринимается и мыслится ав- чтором не как пространство, существующее только «Сейчас» и «Здесь», но и как некая духовная сущность, как способность русско го человека к подвигу во имя свободы соб ственного Дома. Жизнь —подвиг. Жизнь —защита Дома- Родииы от вломившихся в него непрошеных гостей — будь то наполеоновский француз, тевтонский рыцарь, ордынец Батыя или гитлеровский фашист... В этой поэме как раз и ощущается отра жение собственного жизненного пути поэта, его мировосприятие, начально формировав шееся у отцовского танка, его начальное знание о том, что многие земные вопросы по жестокой необходимости решаются на полях кровавых войн. Формально поэма клочковата, это скорее цикл стихов, чем сюжетно и композиционно законченное эпическое произведение. Но вся книга не могла бы состояться как серьез ное явление молодого стихотворца, если бы в ней не было поэмы «Чужие в доме». Любая первая книга не обходится без стихотворений о любви. Есть они и в «Жу равлином пути». Например, такое: Люблю я снег, что между нами, Не разделяя нас, идет. Дожди, костров походных пламя И дикой птицы поздний взлет. Люблю прохожих неуклюжих, , Меж нами прущих напрямик. И на асфальте вешнем лужи, Нас разводящие на миг, Стихи передают настоящее, непридуман ное, невычитанное чувство. Но эта миниа тюра могла быть и лучше. Ей крайне меша ют две совсем случайные и проходные стро- кй в первой строфе, эти строки выпирают^ из всего текста своей необязательностью: Дожди, костров походных пламя И дикой птицы поздний взлет. Не вяжутся с городским стихотворением, где «прущие напрямик прохожие», где «вешний асфальт», такие средне-литератур ные, стертые символы, как «походные кост ры», «дикие птицы»... Две инерционных строки, мешающие этому стихотворению,' остановившему в слове мгновение юноше*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2