Сибирские огни № 12 - 1983
Александр Плитченко ДУША ДОМА Заметки о поэзии молодых ЖУРАВЛИНЫЙ ПУТЬ Первые книги в большей степени автобио графичны, чем все последующие. Первая книжка стихотворений обычно полна непосредственных впечатлений детст ва, полна начальных уроков жизни, юноше ских мечтаний, взволнованных слов о пер вой любви. Можно сказать, первая книга —вся ВПЕ ЧАТЛЕНИЕ. Поэтому успех или неуспех дебюта, его перспективность либо бесперспективность определяется прежде всего силою и запа сом природного «зерна таланта»; интерес- ность или неинтересность первой' книжки предопределяется тем, что пережил автор в детстве и насколько это пережитое смогло его художественно впечатлить. Общеизвестно, что через одну точку мож но провести бесконечное множество прямых в самых разных направлениях, так и первая книга не может зачастую стать точным и единственным свидетельством будущего пу ти ее автора. Поэтому, ничего не предска зывая и не предугадывая, я остановлюсь в начале этих заметок на стихотворном сбор нике Валерия Иванова (г. Омск), считая этот дебют успешным, а впечатления, поро дившие материю первых стихов автора, ин тересными и достойными внимания. Сборник назван «Журавлиный путь». Романтика, литературность, «поэтизм» тако го названия первой книги настораживает и обескураживает. Количество журавлей, ко торые пролетают в пространствах современ ных стихов и песен, таково, что если бы они ожили, то напрочь затмили бы солнце. Все наше небо было бы покрыто толстым слоем курлыкающих журавлей. А много ли мы их видим в действитель ности... И я готов был посожалеть о таком краси вом и таком условном названии книги Ва лерия Иванова, но сама она, ее содержание, ее'эмоциональный строй, смогли1поколебать первое впечатление. Поэт наполнил общий-ничей-никакой об раз своим, личным, реальным содержанием. И произошло это не в заглавном стихотво рении «Журавлиный путь», которое как раз и способно только утвердить мнение о кра сивости и литературности книги: В мартовском свеченье слышится ясней радость возвращенья перелетных дней... Содержательность «журавлиного пути» проявляется постепенно, по мере того, как и насколько точно рисует автор впечатления своего детства. А детство его прошло в по слевоенном Берлине, где служил отец. Про шло в переездах, вагонах, временно органи зованном быте, в пространстве, где ни одно из мест кровно не приросло к душе поэта и не стало его малой родиной. Образ «Пути» складывается в стихотворениях книги из предощущения Родины', тяги к Родине, дол гой дороги к ней, долгожданной встречи с нею. Далее автор пишет самое первое, самое начальное ее духовное обживание, как бы свое второе — истинное рождение в лоне Родины. Уроки детства Валерия Иванова суровы и серьезны. Русские мальчики —дети советских воен нослужащих в послевоенном Берлине — вы бираются за ограду, в город, в мир. Они еще не сознают жестокую разделенность мира, человечества. Отцы разыскивают их и «разлучают с немецкой детворой». Так в детское естественное ощущение единства всего мира и всего живого в этом мире, ощущение мира как своего Дома, входит суровая реальность времени: Ехали, насупившись, в машине, Строгостью отцов удивлены.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2