Сибирские огни № 12 - 1983
ная успешная конкуренция небеллетристи ческих журнальных разделов с традицион но художественными в борьбе за читатель ское внимание. Обычно говорят в связи с этим о предпочтении факта и документа вы мыслу: но на деле ведь любая «докумен тальная» проза тоже авторская! Всякий процесс чтения основан в конце концов на общении читателя с автором; №если какие- то жанры становятся, более популярными, то это может означать и то, что авторская по зиция, общее отношение к жизни в них серьезнее, значительнее, интереснее. Публицистический. раздел альманаха «Енисей» разнообразен: здесь и очерки-путе шествия по гигантским просторам края, и актуальные выступления на экономические и культурные темы, и судебный очерк. Наи более интересными показались мне матери алы, опубликованные в рубрике «Краеведе ние». Превосходно написан небольшой очерк Виталия Ларичева «Сокровища четвертого сундука» (№ 4); это в полном смысле поэ тическое произведение — так художественно изображена долина Белого Июса в Хака сии, где издавна высятся древние захороне ния, именуемые «сундуками», так глубоко проникает автор в психологию, в образ мыслей и чувств древних строителей, жи вописцев, архитекторов, создавших в скале древний храм. То же можно сказать и о лучших мате риалах раздела критики; его содержатель ность —важная заслуга редакции альма наха. Ряд критических материалов отмечен печатью личности их авторов, их индивиду ального восприятия литературы. К ним от носится прежде всего статья Н. Яновского (К* 2), посвященная «Царь-рыбе» В. Ас тафьева. В ней автор стремится выстроить общую мысль, ведущую к пониманию идей но-художественного своеобразия романа, поставить его в большой ряд классической литературы. Заключительный абзац первого раздела формулирует эту мысль четко и убедительно: «Роман В. Астафьева не прос то социально-психологический, но и идеоло гический, именно в том типологическом зна чении, в каком мы обычно говорим об иде ологических романах Достоевского: идея персонифицированная в «образе автора», становится главным героем романа. Отсюда фантастичность, причудливость, хаотичность формы романа, отсюда смесь публицистич ности с лирикой, фельетонности с тщатель ным художественным анализом, плакатно- сти с тончайшей, проникновенной жи вописью». С высоты этой мысли критик энергично и убедительно вмешивается, на пример, в споры о фигуре Гоги Герцева, ко торую многие сочли авторской неудачей; да, образ «фельетонный», но это в природе романа, и писатель «фельетонными средст-' вами пользуется с таким же правом, как средствами публицистики и лирики». Но оружие критика не только теория; это и его собственный жизненный опыт, который яс- ‘ но чувствуется, когда он говорит о челове ке из народа в астафьевском романе, и сложившаяся широкая гражданская пози ция в раздумьях о социальной природе- бра коньерства, о драматической символике, от ражающей современные отношения челове ка с природой. К «авторской» критике относятся и статьи Г. Шленской о красноярских поэтах,— «Поэ зия Вячеслава Назарова» (№ ,1) » «Ответ ственность дебюта» (№ 3). Критик облада ет тонким вкусом и поэтическим чутьем; она стремится 'увидеть и исследовать в твор честве поэта «неповторимый мир, где гос подствует собственная художественная ло гика и -образная система». Г. Шленская всегда ищет опорные, талантливые стихи, особенно ясно передающие личность и твор ческие возможности поэта. В то же время она очень точно чувствует и поэтические " огрехи, фальшивые ноты. Особенно важна ее работа для молодых поэтов: здесь она выступает как педагог, который борется за лучшее в поэте против слабого в нем же; образцом такой борьбы может служить статья «Ответственность дебюта» (№ 3) о первых сборниках стихов Алексея Козлов ского. В то же время в работе критика чувствуется некоторая скованность, зам кнутость; она не склонна выходить за пре делы «многографического» анализа интере сующего ее поэта в мир широких проблем, обобщений, сопоставлений —всего того, что составляет «воздух», атмосферу нашей де ятельности. Страницы «Енисея», как видим, очень пе стры, и эта пестрота — далеко не все гда живительное и естественное для лите ратуры многообразие. Смешиваются также различные вкусы, уровни, мотивы и крите рии отбора. Хотелось бы большей последо вательности, принципиальности, взыскатель ности в формировании номеров «Енисея», которые представляют работу сильного, многочисленного, даровитого творческого, отряда советской литературы. ♦ \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2