Сибирские огни № 12 - 1983

ватц независимость человеческой личности, ее духовную свободу. Особый колорит прозе альманаха прида. ют повесть известного эвенкийского поэта Алитета Немтушкина «Мне снятся небесные олени» (№ 2) и рассказ первой писательни­ цы ненцев Таймыра Любови Ненянг «Не только бабушкины сказки» (№ 6). Они включаются в тот яркий поэтический ряд национальных произведений на русском и других языках, которые сегодня постоянно обогащают современную советскую, литера­ туру свежими красками и образами, ориги­ нальным, мировосприятием, своеобразной трактовкой тех общих духовных проблем, которые стоят перед человеком. В повести А. Немтушкина немало лирическйх, роман­ тически приподнятых страниц, рисующих природу и быт родного северного края: «Поют песню прощания гаги, плачут песню прощания гаги. Сумасшедший ветер, вот- вот полетят белые комары—снежинки, ук­ роют они белым заячьим пухом землю, нус- нет она до нового солнца. А нынешнее солн­ це отгуляло красным олененком по синему лугу, откочевало в южную сторону... О солн­ це, ты счастье! Летом люди сыты: тайга полна всякого зверья и птиц, в речках и озерах плещутся малые и большие рыбины, растет столько вкусных кореньев, ягод, грибов, шишек, столько сладкого сока! А уходит солнце — уходит и лето, и. вот, плача, плывут по небу лебеди, журавли. Им тоже горько, так им не хочется расста­ ваться с родной землей; ведь это и их ро­ дина»... Лирический тон окрашивает и ре­ алистическую, повествовательную линию произведения, интересно рассказывающего ' о быте, образе жизни эвенкийского поселка в годы войны, о детстве, трудном, но согре­ том душевным теплом близких людей, об отношениях между эвенкийскими и русски­ ми детьми. Молодая писательница и поэтесса Любовь Ненянг тоже не замыкается в этнографии и экзотике. Она стремится передать сочета­ ние традиций и нови в быте своего наро­ да — балки на полозьях вместо чумов, оби­ тые изнутри нарядным ситцем, восьмитом­ ник Чехова, полученный в награду за по­ беду на оленьих скачках. И древний шум громадного оленьего стада, в ужасе бегу­ щего от волков, и старые пастушеские тре­ воги об его охране, об отеле, о болезнях... В целом все же уровень раздела прозы в альманахе «Енисей» значительно ниже возможностей красноярских писателей, ес­ ли судить по их публикациям в других периодических изданиях. Уровень раздела поэзии заметно выше, но здесь есть свои проблемы. Сейчас многие поэты хорошо владеют словом, пишут культурно, неорди­ нарно, но их стихи как-то не оставляют глубокого следа в Душе и памяти. Часто создается впечатление, что они многое мо­ гут сказать, но сказать по большому счету им пока нечего. Поэма А. Третьякова «Се­ нокос» (№ 2) написана образно, ярко, ди­ намически; в ней задан и постоянно под­ держивается напор авторского чувства, воплощенный в энергичной ритмике, в уве­ ренном пластическом рисунке^ (например, символический образ детской зыбки на речных волнах). Но-куда влечет нас автор в своем поэтическом рывке, какова «сверх­ задача» его поэмы? Вновь в который раз доказывается краеугольное, основополага-. ющее значение деревенского детства для нравственного мира человека — сенокос на енисейских островах, «ночное» и дядя Па­ ша с «прославленным орденом», который заступился за мальца, не сумевшего сласти лошадь... Получилось мастеровитое, задор­ ное упражнение -на давно уже заданную в литературе тему. А ведь автор явно даровит! Оригинальны поэтические миниатюры Ни­ колая Еремина (№ 5); они написаны в духе знаменитых японских «танка», схватываю­ щих в неожиданном сближении предметов и явлений неповторимость мгновения бытия; но и в них есть что-то от поэтического упражнения. Хочется сквозь этот изыскан­ ный холодок почувствовать живую лич­ ность поэта, конкретность его жизненного опыта, внутренней борьбы и сомнений,— то, о чем сам поэт хорошо сказал в стихо­ творении, завершающем цикл; Я ощутил напор воды, Сопротивление погоды, Сопротивление природы, Сопротивление судьбы. Я ощутил: идет борьба Тепла и льда, дождя и снега. За право выбрать человека Воюют счастье и беда. Я ощутил и гнев, и лесть На грани правды и обмана, Сопротивляясь — неустанно... И понял: в этом что-то есть. «Что-то есть», несомненно; и это «что-то» не более и не менее; как жизнь, не уклады­ вающаяся в рамки заданных этических истин и художественных «варйаций», жизнь непредвиденная и непредсказуемая, уйорно сопротивляющаяся любого рода «опреде­ ленностям». Мне кажется, беда современ­ ной поэзии —как раз в том, что она слиш­ ком легко дается ее создателям; ощутить действительное, а не декларированное соп­ ротивление жизни — большое благо и на­ сущная необходимость для нынешних стихо­ творцев. Тут дело не только в личной искренности и исповедности; сама по себе она — вовсе не гарантия поэтического успеха. Ц первом номере альманаха помещен большой цикл Владимира Замышляева «Из лирической тетради». Слово «лирический» явно взято здесь поэтом в узком, «обиходном» смысле: все стихи о любви, все посвящены женщи­ нам. Поэт достаточно раскован и смел в своих признаниях и исповедях, но ведь нам важен прежде всего рам поэтический ре­ зультат, по поводу чего когда-то очень гру­ бо, но точно и определенно выразился Маяковский «Но что нам за прок от вашей от бабы?» В большинстве стихов цикла ав­ тор так и не смог добиться того, чтобы ин­ тимность его любовных переживаний при­ обрела человеческую значительность и глу­ бину. Он стремился выразить какую-то общую, философскую мысль, но то и дело соскальзывает в нечто несравненно более низменное. Поэт хочет через любовную встречу приобщиться к древней жизни Эллады («целовала меня гречанка, солнце- ликостью ослепляла: Это Греция. Это смуг­ лянка. Это Муза меня целовала»),— а про­ ступает сытое донжуанское самодовольство. Хочет, следуя гениальным образцам, свя­ зать красавицу на портрете с образом зем­ ной возлюбленной,— но не может избежать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2