Сибирские огни № 12 - 1983
вовлечена масса живцх фактов, связанных с судебными процессами, которые порож дены так называемой «теневой экономикой», злоупотреблениями и нарушениями Закон ности в различных областях народного хозяйства. Тут не только неисчерпаемый источник увлекательных сюжетов, но яркое воплощение реальных общественных и нрав ственных конфликтов наших дней. Вспом ним, что когда-то «судебная хроника» нередко была первотолчком' для глу бочайшего художественного анализа со временности («Красное и черное» Стен даля, «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» Достоевского, «Жи вой труп» Толстого). Что-то подобное мо жет произойти и сейчас, а отчасти уже и происходит; детективный сюжет начинает использоваться с самыми серьезными наме рениями; назову в этой связи хотя бы по весть Л. Карелина «Змеелов». В альманахе «Енисей» жанр детектива представлен самым крупным прозаическим произведением года — романом Ивана Си- бирцева «Отцовская скрипка в футляре» (№№ 4—5). Прямо скажем: роман этот ку да более социально содержателен, чем те су губо «производственные» сочинения, о ко торых говорилось выше. Обычное,уголовное дело — наезд пьяного шофера на бесчувст венного пьяного молодого человека — при новом расследовании приводит в самое сердце «мафии», свившей гнездо вокруг высоковольтной линии, прокладываемой в тайге, точнее, вокруг сваленного леса, ко торый остается после прокладки. Оказыва ется, этот лес под видом несортового идет по железной дороге в колхозы Средней Азии, обогащая всех участников сделки, в число которых вместе с «послом» от средне- азиатцев — их торговым агентом — входит целая цепь должностных лиц, включая на чальника автоколонны, начальника железно дорожной станции и их подчиненных. Ме ханизм действия группы, отношения между ее членами, образ их жизни — все это ин тересно описано в романе. Автор стремится и к большему: он намечает контуры неор динарных характеров, которые проявляют себя в такой «специфической» среде и дея тельности, причем не ограничивается одной черной краской, пытается понять и объяс нить своих героев. Не все здесь ему удает ся, не все в романе безукоризненно и с чисто беллетристической стороны, со сторо ны детективного сюжета: слишком рано появляется возможность догадаться о под линном убийце и его мотивах. В целом, од нако, роман Ивана Сибирцева вновь под твердил перспективность детективного жан ра в современной литературе. Нечто сходное наблюдается сегодня в популярнейшем жанре фантастики. Уже не раз отмечалось, что она все более тяготеет к переходу из традиционной «научной» в социально- и нравственно-эксперименталь ную, когда фантастическое начало — не научная гипотеза, не прогноз будущих на учно-технических достижений, а скорее, созданное авторским воображением некое невероятное допущение, вторгающееся в самую обычную, предельно реальную дей ствительность, резко «остранняя» ее, созда вая острйе коллизии, которые позволяют художнику по-новому взглянуть на совре менную ему жизнь и человека, В мировой ДО* литературе этот жанр блестяще предстаз- лен такими шедеврами, как «Шагреневая кожа» Бальзака, «Превращение» Кафки, «Мастер и Маргарита» Булгакова. Все ча ще сворачивает на этот путь и современная проза. В комплекте альманаха «Енисей» за 1982 год фантастика представлена повестью Григория Гарнаруцкого «Искусственный го лос». Повесть любопытна по жанру и про блематике; с одной стороны, это современ ная сказка, с другой — психологическая повесть, пересекающаяся с одной из глав ных линий современной прозы, посвященной теме «человек и его дело». Герой народных сказок, как известно, постоянно получает свое могущество и в конечном счете счастье путем вмешательства в его судьбу чудодей ственных сил, и эту помощь он принимает без всяких колебаний, тем более, если она — награда за его моральные достоин ства. И сегодня судьба нередко посылает человеку даровое счастье, когда успех и положение приходит не столько благодаря его собственным спосрбностям и труду, сколько благодаря удачно сложившейся си туации. Но здесь перед современным чело веком с развитием понятия личности возни кает сложнейшая нравственная проблема, поставленная, например, в повести Д. Гра нина «Однофамилец», Где герой отказыва ется от «скатерти-самобранки», от возмож ности всю оставшуюся жизнь «стричь купо ны» и жить дивидендами' от давнего, полу забытого открытия, сделанного им в юности. В повести Г. Тарнаруцкого возникает в сущности та же проблема. Герой — оперный артист, потерявший голос. Желая вернуть его к творческой жизни, ученый Шарыгин дарит ему волшебный прибор «фантофон», С помощью которого «можно великолепно Петь». Артист возвращается на сцену, вновь обретая многократно умноженный успех — а с ним непрерывные внутренние муки и сомнения: может Ли он, имеет ли он право пользоваться тем, что в сущности не явля ется им самим? Размышления эти перепле таются с мучительными для него теперь наблюдениями о неестественном, искусст венном, бутафорском, занимающем все большее место во всех жизненных сферах: искусственные материалы, искусственная еда, искусственные человеческие отноше ния... Сложность, однако, в том, что чудес ный дар приносит герою немало «сладост ных мгновений»: прибор не просто поет вместо него, но дает ему возможность тво рить, выражать себя. На мой взгляд, это еще более усугубляет неестественность си туации: здесь на протезы опирается уже даже не тело человека, а его душа. Но ав тор, по-видимому, не столь определенен в своей позиции. Много раз его герой пыта ется уничтожить фантофон, но так и не смог этого сделать: в финале он исполняет блестящую новаторскую партию^ и в ант ракте к нему подходит его благодетель Шарыгин, давно, оказывается, издали сле дивший за ним. Автор так и не решил для себя проблемы, поставленной им; финал по лучился этически двусмысленным: он от крывает двери для моральных сделок и компромиссов между человеком и той са мой «искусственностью» бытия, которая так волнует писателя. Я думаю, что такие компромиссы для литературы опасны; ее функция — в современном мире — отстаи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2