Сибирские огни № 12 - 1983
коллегии, к процессу отбора произведений, формирования разделов номеров; здесь сочетаются различные тенденции. Вот при мер: из номера в номер переходит рубрика «Творчество молодых», но уровень прозы и стихов, публикуемый в этой рубрике, крайне неровен. Рядом со свежими, интерес ными произведениями, такими, как записки С. Сутоцкого «Скорую вызывали?» или сти хи норильчанки Татьяны Букетовой, печа таются^ вещи явно любительские, до жур нальной публикации не дозревшие; их нема ло, например, в подборке произведений членов литературного объединения при Красноярском машиностроительном заводе, представленной в первом номере альманаха. Чем можно мотивировать опубликование пустого беллетризованного анекдота М. Бар дина «Наденька», названного почему-то •«юмористическим рассказом»? Здесь вопрос принципиальный: имеем ли мы вообще пра во для выполнения плана по вновь выдви гаемым именам опускать «планку» идейно художественной требовательности к первым публикациям? Не компрометирует ли это саму идею привлечения молодежи в литера- туру, поощряя пробивную предприимчи вость? Скажут: недостает полноценного ху дожественного материала. А может быть, несовершенны формы его поиска и им следует быть более активными, живыми, «неформальными»? Разумеется, такие проблемы стоят не только перед альманахом «Енисей», но и перед любым литературным двухмесячником или ежемесячником, будь то «Сибирские огни», «Наш современник» или «Юность»... Подлинные интересы литературы — и мо тивы, так сказать, «окололитературные»; живые творческие поиски — и их имитация, обессмысливающая нашу работу,— все эти глубоко различные тенденции, причудливо переплетающиеся в литературном процессе, нашли свое отражение и в главных худо жественных разделах альманаха «Енисей». Раздел прозы достаточно разнообразен в жанровом и тематическом плане. К сожале нию, различен и идейно-художественный уровень представленных в нем произведе ний; ряд из них как бы невольно вступает в спор друг с другом. Многие вещи прямо и косвенно связаны с войной: и это законо мерно; тема далеко не исчерпана и не бу дет исчерпана даже в самом отдаленном будущем, не ослабевает и читательский ин терес к ней. Беда в том, что в нынешнем широком потоке прозы, стихов, кинофиль мов о войне рядом с произведениями, ко торые обогащают тему новыми красками, идеями, жизненным материалом,—такими^ скажем, как повести и рассказы В. Кон дратьева, «Блокадная книга» Д. Гранина и А. Адамовича, фильм «Двадцать дней без войны» А. Германа,—все больше проявля ется вещей вторичных, вновь и вновь про кручивающих знакомые и привычные кол лизии, характеры, детали, причем с безо шибочным расчетом на то, чт0 и в таком виде они найдут достаточно читателей и зрителей. Здесь возникает серьезная нрав ственная проблема, которая имеет прямое отношение к некоторым вещам, опубли кованным в альманахе, и прежде всего к открывающей раздел прозы повести Леонида Потехина «Баллада о матери» (№ 1). В основе этой повести лежит рожденный войною трагический, душе раздирающий сюжет: мать встречает вернувшегося с войны слепого сына с выжженными глазами. Разумеется, со столь взрывчатым материалом художник обязан обращаться очень бережно, йе форсируя, а напротив, сдерживая вопль, рвущийся из Души. Как сдержанно, например, выраже ние горя в знаменитом стихотворении М. Исаковского «Враги сожгли родную ха ту», и сколько благородства, нравственной силы, суровой красоты в этой сдержанно сти! В повести Л. Потехина ее как раз и недостает. В ней есть живые страницы; они связаны со стремлением просто и правдиво изобразить эпизоды этой трагической, но не стоЛь уж редкой в послевоенные годы истории: сын приезжает в родное село, мать посещает сына в городе, где тот работает в артели для слепых, сын гостит с женою у близких... В главной сюжетной линии, од нако, автору изменяет чувство меры. Мате ри приходит на ум мысль («никак озарение пришло ко мне») отдать свои глаза, пере садить их сыну; с этой целью она обраща ется сначала к местной фельдшерице, потом к районному врачу, потом в краевую боль ницу, к московскому профессору —до тех пор, пока сама не стала слепнуть от ста рости. В рассказе об этом в сущности, нет движения, развития темы, характера, а есть назойливое повторение одних и тех же мыслей и слов («Перед ним — вечная тьма, страшная, непоправимая. Проклятье тому, кто начал войну, кто сделал ту мину, кт0 беспощадно выстрелил в Ивана»; «Не увидит; как изменилась деревня, не увидит новых домов,, нового клуба и магазина., Не увидит столбов, на которых натянуты про воза электропередачи. Выйдет за околицу и не увидит распаханных полей, самоход ных комбайнов...»). Характеров вообще нет, есть просто ситуация и непрерывное автор ское стремление нажимать со всею возмож ной силой на ее самые чувствительные стороны (хоть она кричит сама по себе), давить на читателя, выжимая из него сле зу. Позиция рискованная, хотя слезы не сомненно будут; только не окажутся ли они сродни тем слезам, о которых с болью пишет в своем стихотворении Роман Солн цев? Наверное, у повести Л. Потехина найдут ся защитники: будут говорить.о романтиз ме, балладности, сказочности... Гораздо более • перспективен, однако, тот путь, по которому идет А. Астраханцев в рассказе «Высокое искусство жить» (№ 5). И здесь сюжет косвенно связан с войной, и здесь он несколько рискован в силу своей мело драматичности. Герой через много, лет приезжает в город, где прошла его юность, встречается со своей любимой учительницей, так много значившей для него в годы всь енного детдомовского детства, и застает ее «немощной, слабой» старушкой («боже, что делает с людьми время»). Но автор стремится не столько эксплуатировать сю жет, сколько заполнить его живым психо логическим и нравственным содержанием. Для этого он прежде всего художественно воспроизводит момент давнишней встречи. С одной стороны, мальчишка, до смерти за битый и запуганный войной, полностью по терявший ориентацию в жизни. С другой — женщина, которая пришла как будто из иного, доброго мира и сразу пробудила ве- 145 ДО Скбирскне огня М 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2