Сибирские огни № 12 - 1983
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ В. Перцовский М Н О Г О О Б И Л И П Е С Т По страницам альманаха «Енисей» Советская литература в своем движении проходит сейчас трудную 'и своеобразную полосу. В течение многих лет (и мы успели привыкнуть к этому) в центре обществен ного внимания неизменно оказывался срав нительно узкий круг выдающихся произве дений, предельно концентрирующих в себе мысли, проблемы, которые волнуют всех: их читательское и критическое осмысление задавало тон всей духовной и эстетической 1жизни общества. На рубеже 70-х и 80-х это были, как известно, «Прощание с Матё рой! В. Распутина, «Царь-рыба» В. Астафь ева, «Дом» Ф. Абрамова, «И дольше века длится день» Ч. Айтматова, «Дом на набе режной», «Старик» Ю. Трифонова... Вот уже довольно длительное время журнальные страницы не приносят нам вещей такого художественного уровня и общественного резонанса; пауза затягивается. Можно по- разному определять ее причины; одна из них, на мой взгляд, в том, что в авангарде литературы неизменно находилась до сих пор группа писателей старшего поколения, и видимое движение определялось прежде всего их творческими усилиями, обретением ими второго и третьего дыхания. Давно назрела необходимость обновления литера- •турного авангарда, естественной смены по колений в нем, но такая смена пока не прей изошла, и процесс ,этот идет куда медлен нее, чем хотелось бы. Конечно, в подобной ситуации всегда находятся охотники уско рить, подстегнуть события, выдать желае мое за действительное; были и продолжа ются энергичные попытки утвердить в качестве ведущего творческого отря. да ту или иную группу столичных писателей, например, прозаиков так называемой «московской школы» или 'мо лодых драматургов —воспитанников арбу- зовской студии. Такие попытки, однако, неизменно встречали не менее энергичный и аргументированный отпор. Хотим мы этого 144 или не хотим, нравится нам это или не нравится, но все же нужно принять как реальный факт, что литературное развитие сейчас происходит (и будет, вероятно, еще какое-то время происходить) без общепри знанного авангарда, рассредоточенно, очень широким фронтом — как в смысле жанров и писательских групп, так и в самом пря мом, географическом смысле. Художествен ный уровень работы столичных и местных литераторов все более сближается, вероят ность появления новых серьезных дарова ний теперь примерно одна и та же относи тельно многих культурных центров страны. Существенно меняются сейчас задачи как общесоюзной, так и региональной критики. Первая, чтобы избежать субъективизма и групповщины, должна резко расширить круг своих наблюдений, широко оглядеться по сторонам; не выпали ли в пылу злобод невных баталий из поля нашего внимания серьезные и значительные литературные яв ления? Вторая призвана осмыслить литера турную жизнь своего края как органиче скую и существенную часть общесоюзного художественного процесса, каковой она и на самом деле является.— в большей степе ни, чем когда-либо прежде. Такие мысли возникают в процессе зна комства в содержанием альманаха «Енисей» за 1982 год, отразившего различные сторо ны литературной и общественной жизни Красноярска — одного из крупнейших куль турных центров Сибири. Как и другие пе риодические издания этого года, он не доставил волнующей радости встреч со значительными явлениями. В то же ъремя его страницы как бы отображают будни на шей художественной действительности, по иски, проблемы успехи и неудачи, во многом характерные для всей журнальной литера туры. И это относится как к творческим усилиями авторов, представленных вшести книгах альманаха, так и к работе его ред
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2