Сибирские огни № 12 - 1983

стам. Перестройка системы управления сельским хозяйством — создание агропро­ мышленных объединений— также направлена на оказание помощи таким нерен­ табельным. хозяйствам, как наше. Надо отвыкать жить на дотации, как мы жили последние годы, перестать доить государство. Помощь нам нужна прежде всего в виде новой техники. Вот мы тут говорили о молодой семье, о молодых рабочих. Но мы сейчас не можем дать им новую тех­ нику, чтобы сразу получить отдачу этих молодых сил. До армии парень еще мирил- ■ся со старым трактором, а после нее он уезжает туда, где дадут новый. Между тем в недавнем прошлом мы регулярно получали новую технику и использовали ее как средство привлечения и закрепления именно молодых кадров. У нас, например, бы­ ла женская тракторная бригада, около восьми машин, а теперь осталась одна трак­ тористка. Потому что женщины устали ремонтировать трактора. Мы говорим обо всем этом прямо, открыто и надеемся, что совет РАПО учтет наше положение и по­ ищет возможности, чем нам помочь, чтобы исправить положение. Совхоз выполнил планы по животноводству первых двух лет пятилетки и план третьего выполнит по мясу и по молоку. Хорошие выросли корма и благоприятнее, чем в прежние годы, надежды на урожай зерновых... ч А. НИКУЛЬКОВ: Нельзя ли услышать поподробнее о деятельности РАПО, как она конкретно ощущается у вас? А. ОЛЕНИН: Что сказать? Начало оно свою работу организованно... Но пока что помощи от специалистов мы мало видим. Правда, приезжают по четвергам, про­ веряют нас, но они еще, по-моему, на стадии становления. ПУТЬ К ТРУДУ «Круглый стол» был в одном смысле и ца самом деле круглым: на его круглой орбите разговор то и дело задевал одни и те же точки — «молодежь», «профориен­ тация», «школа». О чем бы и кто бы ни вел речь, эти темы всплывали с остротой и настойчивостью, свидетельствовавшими, какое важное место они занимают в жиз­ ни Новоманошкинского поселения и работе совхоза. Н. ЗОЛОТАРЕВА: Я коренная, здешняя, и когда училась в Новоманошкинской школе, еще старой, то до пятого класса у нас было два параллельных — я училась в «а», а был еще «б». Потом, к сожалению, из-за «реорганизаций» и отъезда людей остался один класс, и с восьмого мы, первый выпуск десятилейси, были старшими. Совхоз «Сибирские огни» в те годы особенно заботился о школе, об учебе детей, о судьбе выпускников. И мы представляли себя без совхоза... В 1966 году полу­ чила аттестат, и директор Николай Павлович Комлев направил Меня учиться даль­ ше, в сельскохозяйственный институт. Я закончила экономический факультет и с тех пор здесь работаю... Мужа сюда привезла — из соседней деревни!.. (Смех, возгла­ сы—-«Молодчина!»). Двое ребятишек у нас. Дочка нынче в первом классе, а бра­ тик еще детсадовский. Останутся ли они здесь, когда вырастут? (Смеется.) Об этом еще рано с ними говорить. ...Я не одна осталась здесь из нашего первого выпуска. Со мной рядом работает в бухгалтерии моя одноклассница... В. СИПЯГИНА, старший инспектор кадров «Сибирских огней» (одна из героинь предыдущего очерка): Об очерке я ничего нового к тому, что говорили, сказать не могу. По-моему, все в нем нормально, все охвачено, и о первом, и о втором, о треть­ ем директоре. Ничего не нахожу прикрашенного... (Д. Золотову) Я ведь вам в прошлую встречу обо всем рассказывала... Хочу добавить несколько слов о проф­ ориентации. Школе всегда совхоз уделял внимание, но вот после известных поста­ новлений партии и правительства профориентация у нас стала твердым, постоянным участком работы дирекции, партийной, профсоюзной, общественных организаций и, конечно, в моей работе с кадрами. Отдачу от профориентации мы начали ощущать с середины семидесятых годов. В 76-м к нам поступил на работу 21 человек из школьного выпуска в 28 или 29 учащихся. Потом, в связи с сокращением числа учеников, цифры эти уменьшились. Но все равно большинство мальчиков идет к нам работать. Какая с ними до этого связь? При участии совхозных специалистов ребя­ та изучают трактор, получают удостоверение тракторйста-машиниста, девочки гото­ вятся к работе в животноводстве, сдают экзамены главному зоотехнику, до этого они бывают на животноводческом комплексе и на практике знакомятся со своей бу­ дущей работой. Большое значение это стало иметь. Раньше эти ребята ничего, кроме аттестата, не получали, а теперь приходят с удостоверением механизатора, и мы их сразу садим на трактор. Д. ЗОЛОТОВ: Как это вы садите? Им же 16 лет... В. СИПЯГИНА: Нет, большинству уже 17, и мы имеем право садить их на трак­ тор. Шофера — с 18-ти... Д. ЗОЛОТОВ: С 16-ти можно доверять сельскохозяйственную технику, если в школе они не только изучают, но и осваивают ее практически. Ведь все мы хорошо знаем ребят— к учебникам их надо «засаживать», а от железок наоборот — трудно «оттащить». В шестнадцать многие юные автолюбители знают машину лучше, чем многие взрослые после платных курсов. Давно пора уравнять шоферов-школьников со сверстниками-трактористами. Об этом все дискутируют... Н. МАЗАЛОВ: Совершенно верно. Давно надо решить этот вопрос... Й*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2