Сибирские огни № 12 - 1983
стам. Перестройка системы управления сельским хозяйством — создание агропро мышленных объединений— также направлена на оказание помощи таким нерен табельным. хозяйствам, как наше. Надо отвыкать жить на дотации, как мы жили последние годы, перестать доить государство. Помощь нам нужна прежде всего в виде новой техники. Вот мы тут говорили о молодой семье, о молодых рабочих. Но мы сейчас не можем дать им новую тех нику, чтобы сразу получить отдачу этих молодых сил. До армии парень еще мирил- ■ся со старым трактором, а после нее он уезжает туда, где дадут новый. Между тем в недавнем прошлом мы регулярно получали новую технику и использовали ее как средство привлечения и закрепления именно молодых кадров. У нас, например, бы ла женская тракторная бригада, около восьми машин, а теперь осталась одна трак тористка. Потому что женщины устали ремонтировать трактора. Мы говорим обо всем этом прямо, открыто и надеемся, что совет РАПО учтет наше положение и по ищет возможности, чем нам помочь, чтобы исправить положение. Совхоз выполнил планы по животноводству первых двух лет пятилетки и план третьего выполнит по мясу и по молоку. Хорошие выросли корма и благоприятнее, чем в прежние годы, надежды на урожай зерновых... ч А. НИКУЛЬКОВ: Нельзя ли услышать поподробнее о деятельности РАПО, как она конкретно ощущается у вас? А. ОЛЕНИН: Что сказать? Начало оно свою работу организованно... Но пока что помощи от специалистов мы мало видим. Правда, приезжают по четвергам, про веряют нас, но они еще, по-моему, на стадии становления. ПУТЬ К ТРУДУ «Круглый стол» был в одном смысле и ца самом деле круглым: на его круглой орбите разговор то и дело задевал одни и те же точки — «молодежь», «профориен тация», «школа». О чем бы и кто бы ни вел речь, эти темы всплывали с остротой и настойчивостью, свидетельствовавшими, какое важное место они занимают в жиз ни Новоманошкинского поселения и работе совхоза. Н. ЗОЛОТАРЕВА: Я коренная, здешняя, и когда училась в Новоманошкинской школе, еще старой, то до пятого класса у нас было два параллельных — я училась в «а», а был еще «б». Потом, к сожалению, из-за «реорганизаций» и отъезда людей остался один класс, и с восьмого мы, первый выпуск десятилейси, были старшими. Совхоз «Сибирские огни» в те годы особенно заботился о школе, об учебе детей, о судьбе выпускников. И мы представляли себя без совхоза... В 1966 году полу чила аттестат, и директор Николай Павлович Комлев направил Меня учиться даль ше, в сельскохозяйственный институт. Я закончила экономический факультет и с тех пор здесь работаю... Мужа сюда привезла — из соседней деревни!.. (Смех, возгла сы—-«Молодчина!»). Двое ребятишек у нас. Дочка нынче в первом классе, а бра тик еще детсадовский. Останутся ли они здесь, когда вырастут? (Смеется.) Об этом еще рано с ними говорить. ...Я не одна осталась здесь из нашего первого выпуска. Со мной рядом работает в бухгалтерии моя одноклассница... В. СИПЯГИНА, старший инспектор кадров «Сибирских огней» (одна из героинь предыдущего очерка): Об очерке я ничего нового к тому, что говорили, сказать не могу. По-моему, все в нем нормально, все охвачено, и о первом, и о втором, о треть ем директоре. Ничего не нахожу прикрашенного... (Д. Золотову) Я ведь вам в прошлую встречу обо всем рассказывала... Хочу добавить несколько слов о проф ориентации. Школе всегда совхоз уделял внимание, но вот после известных поста новлений партии и правительства профориентация у нас стала твердым, постоянным участком работы дирекции, партийной, профсоюзной, общественных организаций и, конечно, в моей работе с кадрами. Отдачу от профориентации мы начали ощущать с середины семидесятых годов. В 76-м к нам поступил на работу 21 человек из школьного выпуска в 28 или 29 учащихся. Потом, в связи с сокращением числа учеников, цифры эти уменьшились. Но все равно большинство мальчиков идет к нам работать. Какая с ними до этого связь? При участии совхозных специалистов ребя та изучают трактор, получают удостоверение тракторйста-машиниста, девочки гото вятся к работе в животноводстве, сдают экзамены главному зоотехнику, до этого они бывают на животноводческом комплексе и на практике знакомятся со своей бу дущей работой. Большое значение это стало иметь. Раньше эти ребята ничего, кроме аттестата, не получали, а теперь приходят с удостоверением механизатора, и мы их сразу садим на трактор. Д. ЗОЛОТОВ: Как это вы садите? Им же 16 лет... В. СИПЯГИНА: Нет, большинству уже 17, и мы имеем право садить их на трак тор. Шофера — с 18-ти... Д. ЗОЛОТОВ: С 16-ти можно доверять сельскохозяйственную технику, если в школе они не только изучают, но и осваивают ее практически. Ведь все мы хорошо знаем ребят— к учебникам их надо «засаживать», а от железок наоборот — трудно «оттащить». В шестнадцать многие юные автолюбители знают машину лучше, чем многие взрослые после платных курсов. Давно пора уравнять шоферов-школьников со сверстниками-трактористами. Об этом все дискутируют... Н. МАЗАЛОВ: Совершенно верно. Давно надо решить этот вопрос... Й*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2