Сибирские огни № 12 - 1983
ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА «СИБИРСКИЕ ОГНИ» В ГОСТЯХ У ...«СИБИРСКИХ ОГНЕЙ» КРУГЛЫЙ стол С УГЛАМИ И ДОРОГАМИ Напомним: в Алтайском крае найден совхоз по имени «Сибирские огни». Это слово «найден» в кавычках потому, что тезку никто не искал — он оказался на одной из главных алтайских дорог во время творческой командировки совсем в другой пункт и по другому поводу. И ав тор занялся исследованием «волшебной связи имен», поисками ответа на вопрос, есть ли в этом контакт литературы с жизнью, факт ее вторжения в будни си бирского села. Речь идет о напечатанном в 8 и 9 но мерах нашего журнала за прошедший год путевом очерке «При свете сибирских ог ней» Д. Золотова. В результате продолжительного поиска, бесед с десятками людей в Новоманошки- но — селе, где находится центральная усадьба «Сибирских огней», и в краевом центре — Барнауле удалось найти свиде тельства того, что совхоз, при своем соз дании один из крупнейших на алтайской целине, не случайно, а обдуманно, мотиви рованно принял имя старейшего из «тол стых» журналов страны, созданного при участии Максима Горького. Факт сам по, себе красноречиво отвеча ет на вопрос предпринятого поиска. Он подтверждает пророческое напутствие Горького журналу: «Из «Искры» разгоре лись... яркие костры во всем нашем мире, — это дает мне право думать, что отлич ная культурная работа «Огней» разожжет духовную жизнь грандиозной Сибири». Многотысячный трудовой коллектив в разгар целинной эпопеи нарекает себя именем литературного журнала! Разве это не яркий след «отличной культурной работы» советской власти? Разве не сви детельство достигнутого в духовной жиз ни «грандиозной Сибири», которую разо жгла Коммунистическая партия?! Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Ю. В. Андропов в речи на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС оп ределил сферу идеологической работы, как одну из важнейших составных частей ком мунистического строительства, один из коренных вопросов работы партии, кото рый все больше выдвигается на первый план. На июньском Пленуме ЦК речь шла не только об успехах, достижениях, а о новых рубежах и возрастающих тре бованиях к эффективности труда совет ского человека на любом участке жизни. «Здесь нам предстоит многому научиться, — отмечал в своей речи Ю. В. Андропов,— и главные наши противники на этом пути — формализм, шаблон, робость, а порой и леность мысли». Целиком и полностью разделяя это важное положение, выдвинутое июньским Пленумом, заметим, что названные про тивники живого творчества масс способ ны проникать во все поры, мимикрируя и маскируясь. Формализм прячется за уста ревшую инструкцию, шаблон — за отжив шую «традицию», робость представляет себя как «осторожность — мать храбро сти», а леность мысли... Онй, пожалуй, опаснее всего, потому что составными частями и источниками духовной лености являются и формализм,, и шаблон, и тру сость мышления. Может касаться это и литературного журнала, если он, «пропе чатав» материал о том или ином «объек те», забывает о нем, о поднятых подчас острых вопросах, а читатель остается в неведении о дальнейшей судьбе конфлик тов и противоборствующих сил. Не поэто му ли газетная публицистика сегодня много действеннее журнальной, литера турной? Повинны в этом, разумеется, не только журналы, а тот же формализм ,и шаблон, по которому местные, да и цент ральные ведомства на вопросы, поставлен ные в газетном очерке, считают своим долгом реагировать, а равнозначимое в журнале часто относится лишь к «чтению для развлечения».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2