Сибирские огни № 11 - 1983
дине, все творишь в шатре перед ликами метания, а я ратников, как вер нутся с промысла, слушаю. Бог мой, что они вытворяют, ратники-то! Поставят улусных жителей в ряд один возле другого и пошел махать саблей. Свись, свись! — головы слетают с плеч, как тыквы. А иного на веревку на дереве вздернут... ' Глаголя перед Еремеем о ратных подвигах своих товарищей, Соп- рыка нагло и подло привирал и беспощадно преувеличивал, на что у не го был свой расчет. И о крови врал, и о награбленных богатствах. Деся той, может, даже сотой доли того, чего он живописал Еремею, раня ему и без того израненную душу, не было. ) — Войны, господине, ежли послушать старых бывальцев да таких умных людей, как мой будущий тесть протопоп Аввакум, на земле всег да ведутся,— заливал Сопрыка.—А начинают их грешники-басурманы, на коих креста нет. Взять тех же крымчаков. При царе Грозном, слышал я, напали они на нас,— боже, что натворили! Москву-мать сожгли, лю дей передавили тьму тысяч, реку изверги телами запрудили, городовые стены трупами сравняли. Сказывают, обезлюдела Москва. За таковое дело бог разве крымчаков помилует? Или взять, господине, тех же свей- ских людишек. Приперлись они к нам скопом, непрошеные, а бог им, не дожидаясь страшного суда, наказание учинил. Загнал их, как овечек, на лед озера Чудского, да и утопил в воде всех до единого, кобелей. Так- то бог расправляется над грешными зачинщиками. Так и с нами будет. Что, скажешь, я неправду глаголю, Еремей Афанасьевич, а? — Правду, истинную правду! —соглашается Еремей. Ободренный поддержкой, Сопрыка продолжает в том же духе. — Зла на земле много чинится,— вразумляет Сопрыка.— Иной жен ку ворует, иной под мостом сидит с дубиной, а иные, собравшись ско пом, по Волге-матушке на стругах плавают, али по Хвалынскому мо рю— бьют и грабят. Но ведь за всякий грабеж кому-то со временем от ветить придется. Так ведь, боярин? — Гак, воистину так, Сопрыка! — подтверждает Еремей.— За каж дую'неправду бог взыщет... — А с кого, хочу знать, —допытывается хитрый Сопрыка,— бог взыщет за сей неправедный поход? — Нес кого, Сопрыка, больше не с кого, кроме как с меня,— плачу щим голосом отвечает Еремей.— Я во всем виноватый... — А может, не с тебя, господине,— притворно сомневается Сопры ка.—Может, на кого другого можно будет свалить. Ведь ты, господине, с протопопом Аввакумом, моим будущим тестем, в дружестве состоишь. За кого-кого, но за тебя-то, господине, он, может, замолвит перед богом словечко. Что ему стоит! — Грешник я, грешник! — казнится Еремей,— Проклятый! Сам Аввакум Петрович, муж святый, меня с башни проклял. На мне неповин ная кровь, на мне! Давно я грешу, давно! Как заехал во второй раз в Сибирь, так и согрешаю ежедень. За ясаком вместе с Хлопушею ходил на Енисее. И тут, вДаурах, по наслегам собирал ясак. Отец над служи лыми жесточится, а я молчу, сказать слово в их защиту не смею. Ника кой я не богомолец, дьяволов я сын. Проклятый!..— Сердце не вынесло, упал Еремей на разостланную на земле кошму, уткнулся лицом, рыдает,, йыкликает с визгом, как баба-кликуша в церкви: — Проклятый я, мече ный! На мне грех, на мне, спасения нету! Прощения нету!.. Страждет душа и тело начального человека. А Сопрыка, назначен ный охранять и то, и другое, стоит над своим господином молчком, криво ухмыляется. Видеть бы его в этот миг праведной Огропене, она бы, не удерживая, изгнала бы навсегда его из своего сердца. Не заслуживает он, безродный, чтобы его, чистая душой и телом, взращенная при отце с мати, юница любила... ...Все дальше уходит в глубь незнаемой землицы царское войско. Близок улус Цынбен-тайши. Скоро бой, ратники ждут его и готовятся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2