Сибирские огни № 11 - 1983

Кое-кто высказывал сомнение: а стоит ли идти дальше? Не лучше ли вернуться в острог? Нелюдских людей, царских ослушников, след про­ стыл, куда они свернули с кочевного шляха —неведомо. За кем гоним­ ся? — спрашивали друг у друга ратники.— Может, за своей смертью? Недовольные голоса ратников донеслись до Еремея, но он их не пре­ сек, не построжился ни над кем, не выдрал никого плетью, как это сде­ лал бы его отец Афанасий Филиппович,— ему самому домой хотелось. Но повернуть обратно он колебался: отца-воеводы было боязно. Он при­ звал к себе Орефу, ближнего советчика и бывальца, и стал с ним дер­ жать совет: может, вернуться?.. Орефа выслушал Еремея и высказал свое. Не об обратной дороге надо думать, высказал советчик, а смыш­ лять о том, где добыть еду. В еде — спасение и выручка. А без еды здесь погибать всем в горах. И еще Орефа присоветовал: близ Аргуни инозем­ цы —мунгалы и тунгусы, а у этих людей обретается скотина —овцы, ло­ шади, верблюды. Надо напасть на иноземцев, отнять у них кое-какую скотину, на нужу, подкрепиться в силах и тогда уж подумать о том, что делать дальше. Еремей выслушал советы колдуна и угада и махнул ру­ кой, мол, делай как знаешь, а ему, Еремею, лучше погибнуть, чем биться с иноземцами, силой отнимая у них скотину... Вновь стояли табором. Одни ратники, самые отощалые, отлежива­ лись возле костров; другие, посильнее, под водительством угада Орефы рыскали по окрестью. И не зря. Как-то вечером Орефа пригнал в табор несколько баранов, лошадей и двух верблюдов. Тбтчас заполыхали ог­ ни, запахло жареным и пареным. А как насытились ратники, так совсем повеселели. Все принялись на все лады расхваливать Орефу: с таким-де не пропадешь!.. После ужина без ведома Еремея Орефа, как атаман, собрал вой­ сковой круг и указал: в схватке он пленил Иноземца, выспросил у него о нелюдцах. Тот рассказал, что царские ослушники-нелюдцы утекли вдаль, к маньчжурам, так что гнаться за ними бесполезно, все одно не догнать. Но и возвращаться в острог без добычи нельзя: воевода Паш­ ков опалит гневом. Надо сначала добыть добычу, а потом уж думать об обратной дороге. «Где она, добыча? —вскричали ратники,—Если ви­ дишь ее, веди нас, Орефа, мы все, как один, пойдем за тобой!» Орефа в ответ на крики своего войска сказал: он знает, где добыча! Близ Аргуни кочует Цынбен-тайша со своими людьми. Цынбен-тайша тоже царский непослушник: ясак не платит в пользу царя,— надобно напасть на него и отгромить у него и овец, и коней, и верблюдов, а может, что другое, по­ ценнее, что попадет под руку... Ратники радехоньки: даешь, кричат, Цынбен-тайшу, даешь, кричат, коней и верблюдов!.. 2 Как телохранитель начального человека, Сопрыка ехал верхом на коне. Ему было легче в походе, чем другим ратникам, ибо он не мучился пешей ходьбой. К тому же он не знал голода, питаясь объедками с гос­ подского стола. Вначале Сопрыка радовался, что господин воевода, бо­ ярин Пашков, послал его телохранителем, а потом затужил и загоревал. На остановках Сопрыка все сидел в щатре и слушал духовные песни, кои распевал его господин, иногда и телохранителя понуждая к тому же. Жизнь легкая, но Сопрыка боялся остаться на бобах. Он завидовал ратникам. Возвратясь из набегов, они делили между собой добычу, по­ хвалялись Друг перед другом подвигами. А Сопрыке похвалиться было нечем. И тогда в его голове поселились сомнения. Разве за тем он пошел в поход, чтобы отсиживаться в шатре и молиться? Нет, за добычей пошел и богатством! Хорошо Еремею, богатому боярину, молиться богу и не думать о добыче: у него поместья и вотчины, у него лари-коробья трещат от собольей казны. А Сопрыка бедный холоп, у которого ничего нет, окромя нищеты. И ударил Сопрыка челом своему господину, отпу*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2