Сибирские огни № 11 - 1983
Кое-кто высказывал сомнение: а стоит ли идти дальше? Не лучше ли вернуться в острог? Нелюдских людей, царских ослушников, след про стыл, куда они свернули с кочевного шляха —неведомо. За кем гоним ся? — спрашивали друг у друга ратники.— Может, за своей смертью? Недовольные голоса ратников донеслись до Еремея, но он их не пре сек, не построжился ни над кем, не выдрал никого плетью, как это сде лал бы его отец Афанасий Филиппович,— ему самому домой хотелось. Но повернуть обратно он колебался: отца-воеводы было боязно. Он при звал к себе Орефу, ближнего советчика и бывальца, и стал с ним дер жать совет: может, вернуться?.. Орефа выслушал Еремея и высказал свое. Не об обратной дороге надо думать, высказал советчик, а смыш лять о том, где добыть еду. В еде — спасение и выручка. А без еды здесь погибать всем в горах. И еще Орефа присоветовал: близ Аргуни инозем цы —мунгалы и тунгусы, а у этих людей обретается скотина —овцы, ло шади, верблюды. Надо напасть на иноземцев, отнять у них кое-какую скотину, на нужу, подкрепиться в силах и тогда уж подумать о том, что делать дальше. Еремей выслушал советы колдуна и угада и махнул ру кой, мол, делай как знаешь, а ему, Еремею, лучше погибнуть, чем биться с иноземцами, силой отнимая у них скотину... Вновь стояли табором. Одни ратники, самые отощалые, отлежива лись возле костров; другие, посильнее, под водительством угада Орефы рыскали по окрестью. И не зря. Как-то вечером Орефа пригнал в табор несколько баранов, лошадей и двух верблюдов. Тбтчас заполыхали ог ни, запахло жареным и пареным. А как насытились ратники, так совсем повеселели. Все принялись на все лады расхваливать Орефу: с таким-де не пропадешь!.. После ужина без ведома Еремея Орефа, как атаман, собрал вой сковой круг и указал: в схватке он пленил Иноземца, выспросил у него о нелюдцах. Тот рассказал, что царские ослушники-нелюдцы утекли вдаль, к маньчжурам, так что гнаться за ними бесполезно, все одно не догнать. Но и возвращаться в острог без добычи нельзя: воевода Паш ков опалит гневом. Надо сначала добыть добычу, а потом уж думать об обратной дороге. «Где она, добыча? —вскричали ратники,—Если ви дишь ее, веди нас, Орефа, мы все, как один, пойдем за тобой!» Орефа в ответ на крики своего войска сказал: он знает, где добыча! Близ Аргуни кочует Цынбен-тайша со своими людьми. Цынбен-тайша тоже царский непослушник: ясак не платит в пользу царя,— надобно напасть на него и отгромить у него и овец, и коней, и верблюдов, а может, что другое, по ценнее, что попадет под руку... Ратники радехоньки: даешь, кричат, Цынбен-тайшу, даешь, кричат, коней и верблюдов!.. 2 Как телохранитель начального человека, Сопрыка ехал верхом на коне. Ему было легче в походе, чем другим ратникам, ибо он не мучился пешей ходьбой. К тому же он не знал голода, питаясь объедками с гос подского стола. Вначале Сопрыка радовался, что господин воевода, бо ярин Пашков, послал его телохранителем, а потом затужил и загоревал. На остановках Сопрыка все сидел в щатре и слушал духовные песни, кои распевал его господин, иногда и телохранителя понуждая к тому же. Жизнь легкая, но Сопрыка боялся остаться на бобах. Он завидовал ратникам. Возвратясь из набегов, они делили между собой добычу, по хвалялись Друг перед другом подвигами. А Сопрыке похвалиться было нечем. И тогда в его голове поселились сомнения. Разве за тем он пошел в поход, чтобы отсиживаться в шатре и молиться? Нет, за добычей пошел и богатством! Хорошо Еремею, богатому боярину, молиться богу и не думать о добыче: у него поместья и вотчины, у него лари-коробья трещат от собольей казны. А Сопрыка бедный холоп, у которого ничего нет, окромя нищеты. И ударил Сопрыка челом своему господину, отпу*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2