Сибирские огни № 11 - 1983
тюрьме прохлаждается. Ты, Василий, работать его заставь, еретика-то. Пусть он сам себе кол строгает — и казнится. Не проняли мы его ерети ческий дух каленым железом да голодом с холодом вкупе, может, колом осиновым его сломим. Отнеси в тюрьму кол, дай еретику кость, пусть скребет древесину! 4 Вновь сидит в тюремной избе Аввакум Петрович. Тюремные сидель цы спят на нарах вповалку. М Аввакум вместе с ними. П ест он вместе со всеми одну и ту же пищу — суп из многожды вываренных костей. И в какую-нибудь избу помыться в печи его водят вместе со всеми. И на про гулку раз в сутки ненадолго его выводят вместе со всеми —воздухом по дышать и размяться. Ни в чем от других узников не отличается Аввакум, ни в еде, ни в судьбе, ни в платье, только, может быть, своей рослостью несгибаемостью стана и кремневой твердостью духа и лицом, на котором не сыщешь со стороны ни возмущекия, ни горести, ни страдания. Как и на воле (если можно назвать волей острог), он трижды встает с нар ночью и молится по правилам. И в течение дня он трижды стоит в углу на коленях, обратясь на восток, и просит бога о милости. Он просит за себя, за свою семью. Он просит за всех православных за всю Русию, овеваемую ветрами еретической зимы. Наказать овцеоб разного волка Никона он просит бога. И невдомек ему, живущему за 20 тысяч верст от Москвы в неведении, что время Никона кончилось что отрекся он от престола, обиженный царем Алексеем, который не поже лал делить с ним, патриархом, высшую власть над людьми. За царя-го- сударя Алексея Михайловича, тишайшего, просит Аввакум Петрович чтобы бог укрепил его дух в борении с посланником дьявола—Никоном’ И невдомек ему, что Никона-то государь отрешил, а никонианство-то при себе оставил. И книжных справщиков не запретил, и книгохранилища в монастырях, где на сухих полках лежат свитки и книги греховных язы ческих сочинителей, приказал беречь и охранять. А на таких смутьянов как Аввакум Петрович, кои просвещением извне недовольны, царь еще злее, чем было, ополчился. И на огне сжигает, и клейма на лбу припеча тывает. Так-то! Но в неведении Аввакум — молится. Мир меняется, люди меняют ся,—не догадывается об этом Аввакум —молится. Призывает покло няться «отец и пророки», а чего-либо иного не признавать. Еретик про тив единодержавной власти восстал! —жаром пышет ему в лицо изме нившийся неузнаваемо мир и кидает ему под ноги осиновый кол: на, дес кать, еретик, шкури, очищай от коры, а потом на него воссядешь! Й Ав вакум сдирает костью-лопаткой кору, ибо работа любая укрепляет дух для божеского подвига. * Скоблит костью осиновый кол Аввакум — на память приходит дав- нее. Мать-Москву вспоминает. После изгнания из Казанской церкви он, еще находясь на воле, вынужден был некоторое время преподавать сло во божье перец своими духовными детьми на сеновале. Но и оттуда его, как ягненка из стада, выхватили овцеобразные, посадили в сырой и тем ный монастырский подвал. Трое суток сидел в кромешной тьме. Молил ся, просил бога укрепить его дух для борьбы с дьяволом. На четвертую ночь в ответ на его моления прислал бог в тот подвал свего посланца- ангела. Не с пустыми руками явился к нему божий посланец — с мисой щей, да с ложкой, да с хлебом: ешь-де, миленький страдалец! И сказал еще в добавок краткое: «Крепись — и одолеешь!» Никого из молящих не забывает бог в бедах! Погибель кажется не минуема, нет ниоткуда никакого спасения, но в последний миг вмешива ется всевышний и Спасает. Вон царь Нимврод осудил неправедным судом Авраама, велел бросить его в раскаленную печь. И что же, не сго рел Авраам. И не мог сгореть, ибо он верно и преданно служил богу. По
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2