Сибирские огни № 11 - 1983
тояшему хорошей выучки и действительно отточенных навыков. Пусть Зонин пристроится к Левашову. Пусть в роли лидера доведет «спарку» до аэродрома и прижмет ее к самой полосе. Ну, а дальше? Как получится с планированием, выравниванием, выдерживанием? Как не потерять направления, если нервы после такой передряги натянуты до предела, а скорость должна быть замкнута в строго ограниченные рамки? Наконец, как определить расстояние до земли с точностью до нескольких десятков сантиметров? И под колесами не пух, а железная твердь бетона. И бетон этот — всего лишь длинная узкая лента, у которой тоже есть предел и за срезом которой —вспаханное, взрыхленное поле. — Слушай меня внимательно, Левашов,— подал наконец голос Макар Ионыч —Пристраивайся за мной вправо, иди на одной высоте и держи интервал и дистанцию. — Понял... — Словами без надобности не отвечай. Действуй кнопкой радио станции... В ответ —щелчок в приемнике: сработала кнопка. — Хорошо. Сейчас главное твое внимание —на высоте и скорости, авиагоризонте и оборотах двигателя... Выдерживай направление... В ответ —щелчок. — Молодец, Левашов... Ручку управления не выпускай... Теперь — рычаг двигателя... Сбавляем обороты,—и Зонин назвал число, до кото рого надо было вывести турбину...—Мягче, мягче работай,— тут же поправил он, хотя сам сейчас и не мог видеть, как действует рулями ведомый,—Снижаемся... Мягче, говорю тебе, мягче... Не теряй направ ление.« Понимая состояние Левашова, Зонин своим «инструктированием» не давал тому ни секунды на расслабление. Он знал, что за стрессом обязательно наступает спад и что самое верное средство удержаться в таких случаях от неизбежной вялости мысли и от притупления остроты реакции,—это работа. Только работать! Головой, руками, ногами —все должно быть под чинено одному и сосредоточено на одном: работать! Отзвенели звонки дальнего и ближнего приводов. Самолеты —один впереди другого —скользили к посадочной полосе. Зонин шел чуть ле вее, Левашов —прямо в створ полосы, как и приказал ему лидер. — Все, Левашов. Передаю управление «Аргону». Сам ухожу на второй круг. Напоминаю: планирование... выравнивание... выдержива ние. Не забыл? В ответ —щелчок. И вслед за этим в эфир сразу же ворвались слова руководителя полетов. Самолет Зонина< полез вверх, а Левашов с каж дым мгновением сближался с лентой бетонки. — Выравнивай, выравнивай,—спокойно, словно завершался сейчас обычный рабочий этап полета, подсказал командир полка.—Так, хоро шо... Очень хорошо... Выдерживай... Взгляд влево... Чувствуй полосу... Хорошо.« Ручку от себя... ' А потом... Потом была «леваикгаская посадка», как окрестят ее позже неугомонные остряки-лейтенанты. Началась рна с того, что само лет, как говорят авиаторы, «упал» на бетонку — сказалось-таки отсут ствие навыков. Однако Зонин в своем «инструктаже» и это предвидел: будто в воду глядел. Да и, к счастью, самолет подпрыгнул после касания о бетон невысоко, «козел» не был прогрессирующим и Левашову удалось пога сить скачки. Зато внимания на это ушло больше, чем нужно. Где-то уже в завершающей стадии пробега самолет повело вправо. Скатившись на грунтовку, он вильнул влево и в конце концов оказался за пределами ра бочей части полосы, где глубоко завяз колесами в рыхлой земле спе циального «самолетоулавливателя». И все-таки это была победа! Левашов чувствовал, как много отняла она у него сил. Все тело сразу вдруг стало каким-то неподатливым, вя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2