Сибирские огни № 11 - 1983

тояшему хорошей выучки и действительно отточенных навыков. Пусть Зонин пристроится к Левашову. Пусть в роли лидера доведет «спарку» до аэродрома и прижмет ее к самой полосе. Ну, а дальше? Как получится с планированием, выравниванием, выдерживанием? Как не потерять направления, если нервы после такой передряги натянуты до предела, а скорость должна быть замкнута в строго ограниченные рамки? Наконец, как определить расстояние до земли с точностью до нескольких десятков сантиметров? И под колесами не пух, а железная твердь бетона. И бетон этот — всего лишь длинная узкая лента, у которой тоже есть предел и за срезом которой —вспаханное, взрыхленное поле. — Слушай меня внимательно, Левашов,— подал наконец голос Макар Ионыч —Пристраивайся за мной вправо, иди на одной высоте и держи интервал и дистанцию. — Понял... — Словами без надобности не отвечай. Действуй кнопкой радио­ станции... В ответ —щелчок в приемнике: сработала кнопка. — Хорошо. Сейчас главное твое внимание —на высоте и скорости, авиагоризонте и оборотах двигателя... Выдерживай направление... В ответ —щелчок. — Молодец, Левашов... Ручку управления не выпускай... Теперь — рычаг двигателя... Сбавляем обороты,—и Зонин назвал число, до кото­ рого надо было вывести турбину...—Мягче, мягче работай,— тут же поправил он, хотя сам сейчас и не мог видеть, как действует рулями ведомый,—Снижаемся... Мягче, говорю тебе, мягче... Не теряй направ­ ление.« Понимая состояние Левашова, Зонин своим «инструктированием» не давал тому ни секунды на расслабление. Он знал, что за стрессом обязательно наступает спад и что самое верное средство удержаться в таких случаях от неизбежной вялости мысли и от притупления остроты реакции,—это работа. Только работать! Головой, руками, ногами —все должно быть под­ чинено одному и сосредоточено на одном: работать! Отзвенели звонки дальнего и ближнего приводов. Самолеты —один впереди другого —скользили к посадочной полосе. Зонин шел чуть ле­ вее, Левашов —прямо в створ полосы, как и приказал ему лидер. — Все, Левашов. Передаю управление «Аргону». Сам ухожу на второй круг. Напоминаю: планирование... выравнивание... выдержива­ ние. Не забыл? В ответ —щелчок. И вслед за этим в эфир сразу же ворвались слова руководителя полетов. Самолет Зонина< полез вверх, а Левашов с каж­ дым мгновением сближался с лентой бетонки. — Выравнивай, выравнивай,—спокойно, словно завершался сейчас обычный рабочий этап полета, подсказал командир полка.—Так, хоро­ шо... Очень хорошо... Выдерживай... Взгляд влево... Чувствуй полосу... Хорошо.« Ручку от себя... ' А потом... Потом была «леваикгаская посадка», как окрестят ее позже неугомонные остряки-лейтенанты. Началась рна с того, что само­ лет, как говорят авиаторы, «упал» на бетонку — сказалось-таки отсут­ ствие навыков. Однако Зонин в своем «инструктаже» и это предвидел: будто в воду глядел. Да и, к счастью, самолет подпрыгнул после касания о бетон невысоко, «козел» не был прогрессирующим и Левашову удалось пога­ сить скачки. Зато внимания на это ушло больше, чем нужно. Где-то уже в завершающей стадии пробега самолет повело вправо. Скатившись на грунтовку, он вильнул влево и в конце концов оказался за пределами ра­ бочей части полосы, где глубоко завяз колесами в рыхлой земле спе­ циального «самолетоулавливателя». И все-таки это была победа! Левашов чувствовал, как много отняла она у него сил. Все тело сразу вдруг стало каким-то неподатливым, вя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2