Сибирские огни № 11 - 1983

печать яркого индивидуального мастерства П. А. Ойунского. Его слова о' том, что «зна­ чение олонхо неизмеримо», стали пророче­ скими. Опыт Ойунского оказался поучитель­ ным: вслед за публикацией «Нюргуна», уже с конца 30-х гг., многие якутские поэты на­ чали писать или обрабатывать в стихах олонхо. В 1970 г. в исполнении заслуженно­ го артиста Якутской АССР Г. Г. Колесова появилась грамзапись сказания. В 1975 г. был опубликован превосходно выполненный В. Державиным полный перевод олонхо на русский язык, сделавший его доступным для самого широкого круга читателей: замеча­ тельное произведение якутского народа во­ шло составной частью в сокровищницу ду­ ховной культуры нашей многонациональной Родины. Исследователи творчества П. А. Ойунско­ го отмечают, что, судя по некоторым дан­ ным, писатель намеревался продолжить за­ пись эпоса о Нюргуне Боотуре, создать вто­ рой цикл.сказаний, логически продолжаю­ щий первый. Этому широкому творческому замыслу не суждено было сбыться. Однако одним только «Нюргуном» обращение писа­ теля к эпосу и фольклору не исчерпывается. Еще в 1928 г., до начала работы над за­ писью эпоса, он создает драматическое про­ изведение «Туйаарыма Куо Светлолицая» по мотивам одной из сюжетных линий «Нюргу­ на Боотура». До революции якутской дра­ матургии как особого жанра искусства прак­ тически не существовало. Первые постанов­ ки, 'осуществленные в 1909—1907 гг. ц Якут­ ске, представляли собой инсценировки олон­ хо «Бэриэт Бергэн» и «Богатырь Кулунтай»; роли в них исполняли не профессиональные актеры, а олонхосуты. Не получила большо­ го распространения и первая якутская дра­ ма «Манчары». Подлинное становление и расцвет национальной драматургии1 прихо­ дится на советское время, а зачинателем ее выступил П. А. Ойунский. Якутское олонхо самим своим строем и многими особенностями дает широкие воз­ можности для сценической обработки. Сю- жетно содержащее в себе глубокие коллизии, в основе которых — непримиримая борьба со злом и резкие столкновения судеб и харак­ теров, насыщенное диалогами и монологами, исполняемое максимально театрализованно, олонхо органически является предпосылкой национальной якутской драмы. Вместе с тем, как показывает пример «Туйаарыма Куо» П. А. Ойунского, для создания высокохудо­ жественного произведения требуются боль­ шая работа и мастерство. Прежде всего, от своего эпического источника «Туйаарыма Куо» отличается гораздо большей динамич­ ностью и экспрессией. Если в олонхо тече­ ние действия замедляется пространными, скрупулезно детализированными описания­ ми, многочисленными буквальными повтора­ ми, занимающими много времени и придаю­ щими повествованию величавую неторопли­ вость, то в пьесе вся эта специфика почти полностью отсутствует, действие разворачи­ вается непривычно быстро. В соответствии с этим изменение претерпевает и характер взаимоотношений персонажей; создается по­ вышенная контрастность, в противополож­ ность эпосу, в целом анти,психологичному: особо наглядно выделяются индивидуальные особенности героев. П. А. Ойунский очень тонко, не нарушив • органической целостно­ сти народного сказания, сумел претворить его в талантливо и с большой любовью сде­ ланное драматическое произведение. Суть сюжета пьесы сводится к похищению краса­ вицы Туйаарыма Куо, просватанной за Юрюнг Уолана, чудовищем Уот Усутаакы. В неравной борьбе ограбленный жених тер­ пит поражение. В кульминационный момент на сцене появляется его брат Нюргун 'Боо- тур, который, победив чудовище, восстанав­ ливает справедливость и соединяет судьбы суженых. ■«Туйаарыма Куо» сразу же получила ши­ рокую «звестность. Положенная на музыку, она пользовалась огромной популярностью у зрителей и в течение почти десяти лет не сходила ,со сцены Якутского музыкально- драматического театра. Пьеса Ойунского по­ служила основой для первой якутской опе­ ры —«Нюргун Боотур Стремительный», соз­ данной по ее М'огивам. Опера до еих пор исполняется на сцене, а солистка А. Е. Иль­ ина-Дмитриева в 1977 г. за исполнение глав­ ной роли в ней была удостоена Государст-. венной премии РСФСР им. М. И. Глинки. Говоря о драматургии Ойунского, следует отметить, что к этому жанру он обратился уже в 1917 г., в бурные дни подъема рево­ люционного движения. В это время он при­ ступает к написанию ставшей впоследствии широко известной пьесы «Краснщй Шаман» («Кысыл Ойун»). Напряженная работа над сравнительно небольшой пьесой заняла у писателя около восьми лет и увенчалась в конце концов созданием произведения, ко­ торое критика Сполным основанием относит к числу лучших в творческом наследии П. А. Ойунского как с точки зрения идейно­ го замысла, так и его художественного во­ площения. Источником для «Красного Ша­ мана» опять-таки послужил якутский фоль­ клор, две старинные легенды. Одна из них —• о могущественном шамане Добуне, начав­ шем борьбу с богатым и влиятельным родом Оросиных, который угнетал бедняков, и в конце концов уничтожившем угнетателей. Другая—о попытке шамана Кудангсы по­ родниться с небожителями, чтобы спасти свой народ от обрушившихся на него бедст; вий (на эту тему П. А. Ойунским написана также повесть «Великий Кудангса»). Объ­ единив оба сюжета, Ойунский создал фабу­ лу пьесы, которая поначалу так и называ­ лась «Шаман Добун». При доработке про­ изведения название было изменено, и вот почему. В старину шаманы у якутов (а так­ же у многих других народов-Сибири) дели­ лись на два разряда — белых Ичерных. Пер­ вые поддерживали связь с добрыми божест­ вами верхнего мира, молили их о защите людей, о ниспослания благ и процветания; вторые служили злым, духам преисподней и своими вредоносными чарами могли наслать различные болезни и напасти. Отталкиваясь от этих традиционных представлений и наме­ реваясь . подчеркнуть качественное отличие своего персонажа, П. А. Ойунский придал ему эпитет «красный». Определяя жанр своего произведения, сам автор назвал его олонхртойук (тойук озна­ чает «песнь», «напев», «шаманское заклина­ ние»). Такое определение—-и Ойунский пря­ мо писал об этом — однозначно должно ука­ зывать на фольклорное происхождение пье­ сы. Исследователи творчества писателя обос­ нованно видят здесь.бодее глубокое содер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2