Сибирские огни № 11 - 1983
стическоп» реализма. Такова сложная диа лектика национального и интернационально го вискусстве слова, тонко сочетающая сугу бо традиционное с новым и революционным. Сам Ойунский писал: «Когда идет процесс исторического восхождения любого народа, первой ступенью его культуры является народная песня, народная сказка, эпос». Якутский героический эпос занимал в творчестве П. А. Ойунского особое место. Писатель не просто мастерски использовал заключенные в нем богатые художествен ные возможности, но и был превосходным его знатоком и сказителем. Эпическое ска зание по-якутски именуется олонхо, а ис полняющий его певец — олонхосут. Число существующих олонхо огромно и едва ли учтено полностью. К настоящему времени только записанных, но не опубликованных эпических текстов известно более двухсот. Корни их уходят в глубокую древность, в то время, когда складывалась якутская народность. Собирание и исследование якутского эпоса началось еще до революции, но толь ко при Советской власти оно достигло ши рокого и по-настоящему научного масшта ба. И большая заслуга в этом принадле жит П. А. Ойунскому, чей многогранный талант сочетал замечательное литератур ное дарование с незаурядными способно стями ученого-исследователя. Уже в 1925 г. по инициативе П. А. Ойунского было соз дано общество «Якутское возрождение»— первая организация, ставившая своей за дачей проведение научно-исследовательской работы в области экономики, истории и культуры Якутии. Итогом деятельности этого общества явился выпуск ряда сбор ников статей по широкому кругу вопросов. П. А. Ойунскому принадлежат научные статьи по истории и религии якутов: «О происхождении якутов» (1927), «О проис хождении шаманизма» (1929), «О проис хождении религии» (1930). В 1928 г. им была опубликована работа; специально по священная эпосу,—«Якутская сказка (олон хо), ее сюжет и содержание». И здесь он выступил первопроходцем — статья явилась первым научным исследованием олонхо. Изучавшие до него якутский фольклор В. Серошевский, С. Ястремский, Э. К. Пе карский и другие касались этих проблем лишь попутно, не уделяя им специального внимания. Прежде всего следует отметить, что П. А. Ойунский сразу и решительно от верг, как глубоко ошибочную и вредную, имевшую в то время хождение среди фи лологов и литераторов, теорию о якобы аристократическом происхождении якут ского эпоса, в конечном счете, связанную с общей нигилистической оценкой культурно го наследия прошлого и объективно иду^- щую вразрез с принципами развития новой пролетарской литературы. П. А. Ойунский обоснованно выдвинул на первый план подлинно демократическое содержание на родного эпоса, его гуманистическую и па триотическую направленность. Пафос якут ских олонхо состоит в утверждении высо ких идеалов добра и счастья всех людей. Положительные герои эпоса никогда не ве дут захватнических войн, направленных на порабощение народов, их цель иная — уничтожение зла « торжество справедливо сти. Именно эти моменты идеологического содержания олонхо сделали их столь лю бимыми и притягательными для народного сознания. Свободное владение огромным фольклор ным материалом и кругозор историка-марк систа позволили П. А. Ойунскому сделать ряд заключений, сохранивших свое науч ное значение я поныне. Настойчиво прово дя мысль о том, что за внешней мифопоэ- тической метафоричностью эпоса кроются некогда реальные явления и формы жизни народа, он стремился рассматривать олон хо и как своего рода исторический доку мент, содержащий в себе много ценных сведений о прошлом. Не только пытливый исследователь, но и талантливый организатор, П. А. Ойунский внес большой личный вклад в дело соби рания и фиксации произведений фольклора и в становление гуманитарных наук в Яку тии вообще. Как известно, по его инициа тиве в октябре 1935 г. был создан Инсти тут языка н культуры. Встав во главе не большого (первоначально — лишь семь штатных сотрудников), но дружного кол лектива одаренных исследователей, П. А. Ой унский сразу же наметил обширную про грамму действий. В нее входило составле ние словарей и учебных пособий, подготов ка трудов по истории и культуре Якутии, и, конечно же, собирание и изучение фоль клора. Большое число произведений устно го народного творчества было записано в первые годы существования Института. Отдельными изданиями были выпущены исторические предания якутов, а затем и известное олонхо «Мюльдю Сильный». За всем этим стояла кропотливая и напряжен ная работа: фольклорные экспедиции в удаленные районы республики в поисках новых, и еще не известных олонхо, перепи ска с многочисленными корреспондентами, присылавшими свои записи устного поэтиче ского творчества, организация республи канского конкурса на звание лучшего олон- хосута, проведение слетов сказителей и со бирателей. Выполнявшаяся ранее одиноч- ками-энтузиастами благородная задача —• сохранить для потомков сокровища народ ной поэзии— была поставлена, на прочную основу. Выходец из простого народа, Ойунский был знаком с его поэтическим творчеством не понаслышке. С самого раннего детства он жадно впитывал буквально витавшие в воздухе героические образы олонхо, усваи вал торжественно-приподнятый стиль речи эпических сказаний. Татт.ияский район — родина писателя — славился по всей Яку тии своими сказителями-олонхосутам-и. Та лантливые исполнители эпоса были и среди его многочисленной родни. Еще совсем ре бенком будущий писатель мог, забыв обо всем, часами слушать олонхо, распеваемые кем-либо из соседей— знатоков эпоса. Уже к восьми-девяти годам мальчик самостоя тельно пересказывал усвоенные на слух олонхо своим друзьям и сверстникам. Зна- , токи, заметившие его необычное и яркое дарование, прочили юному Платону бу дущность знаменитого олонхосута. Вот что сам П. А. Ойунский вспоминал об этом пе риоде своей жизни: «У меня в детстве во ображение было богатое, красочное, рас сказывал красноречиво. Получал прщдд- шения тойонов, которые на досуге надл^ж-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2