Сибирские огни № 11 - 1983

стическоп» реализма. Такова сложная диа­ лектика национального и интернационально­ го вискусстве слова, тонко сочетающая сугу­ бо традиционное с новым и революционным. Сам Ойунский писал: «Когда идет процесс исторического восхождения любого народа, первой ступенью его культуры является народная песня, народная сказка, эпос». Якутский героический эпос занимал в творчестве П. А. Ойунского особое место. Писатель не просто мастерски использовал заключенные в нем богатые художествен­ ные возможности, но и был превосходным его знатоком и сказителем. Эпическое ска­ зание по-якутски именуется олонхо, а ис­ полняющий его певец — олонхосут. Число существующих олонхо огромно и едва ли учтено полностью. К настоящему времени только записанных, но не опубликованных эпических текстов известно более двухсот. Корни их уходят в глубокую древность, в то время, когда складывалась якутская народность. Собирание и исследование якутского эпоса началось еще до революции, но толь­ ко при Советской власти оно достигло ши­ рокого и по-настоящему научного масшта­ ба. И большая заслуга в этом принадле­ жит П. А. Ойунскому, чей многогранный талант сочетал замечательное литератур­ ное дарование с незаурядными способно­ стями ученого-исследователя. Уже в 1925 г. по инициативе П. А. Ойунского было соз­ дано общество «Якутское возрождение»— первая организация, ставившая своей за­ дачей проведение научно-исследовательской работы в области экономики, истории и культуры Якутии. Итогом деятельности этого общества явился выпуск ряда сбор­ ников статей по широкому кругу вопросов. П. А. Ойунскому принадлежат научные статьи по истории и религии якутов: «О происхождении якутов» (1927), «О проис­ хождении шаманизма» (1929), «О проис­ хождении религии» (1930). В 1928 г. им была опубликована работа; специально по­ священная эпосу,—«Якутская сказка (олон­ хо), ее сюжет и содержание». И здесь он выступил первопроходцем — статья явилась первым научным исследованием олонхо. Изучавшие до него якутский фольклор В. Серошевский, С. Ястремский, Э. К. Пе­ карский и другие касались этих проблем лишь попутно, не уделяя им специального внимания. Прежде всего следует отметить, что П. А. Ойунский сразу и решительно от­ верг, как глубоко ошибочную и вредную, имевшую в то время хождение среди фи­ лологов и литераторов, теорию о якобы аристократическом происхождении якут­ ского эпоса, в конечном счете, связанную с общей нигилистической оценкой культурно­ го наследия прошлого и объективно иду^- щую вразрез с принципами развития новой пролетарской литературы. П. А. Ойунский обоснованно выдвинул на первый план подлинно демократическое содержание на­ родного эпоса, его гуманистическую и па­ триотическую направленность. Пафос якут­ ских олонхо состоит в утверждении высо­ ких идеалов добра и счастья всех людей. Положительные герои эпоса никогда не ве­ дут захватнических войн, направленных на порабощение народов, их цель иная — уничтожение зла « торжество справедливо­ сти. Именно эти моменты идеологического содержания олонхо сделали их столь лю­ бимыми и притягательными для народного сознания. Свободное владение огромным фольклор­ ным материалом и кругозор историка-марк­ систа позволили П. А. Ойунскому сделать ряд заключений, сохранивших свое науч­ ное значение я поныне. Настойчиво прово­ дя мысль о том, что за внешней мифопоэ- тической метафоричностью эпоса кроются некогда реальные явления и формы жизни народа, он стремился рассматривать олон­ хо и как своего рода исторический доку­ мент, содержащий в себе много ценных сведений о прошлом. Не только пытливый исследователь, но и талантливый организатор, П. А. Ойунский внес большой личный вклад в дело соби­ рания и фиксации произведений фольклора и в становление гуманитарных наук в Яку­ тии вообще. Как известно, по его инициа­ тиве в октябре 1935 г. был создан Инсти­ тут языка н культуры. Встав во главе не­ большого (первоначально — лишь семь штатных сотрудников), но дружного кол­ лектива одаренных исследователей, П. А. Ой­ унский сразу же наметил обширную про­ грамму действий. В нее входило составле­ ние словарей и учебных пособий, подготов­ ка трудов по истории и культуре Якутии, и, конечно же, собирание и изучение фоль­ клора. Большое число произведений устно­ го народного творчества было записано в первые годы существования Института. Отдельными изданиями были выпущены исторические предания якутов, а затем и известное олонхо «Мюльдю Сильный». За всем этим стояла кропотливая и напряжен­ ная работа: фольклорные экспедиции в удаленные районы республики в поисках новых, и еще не известных олонхо, перепи­ ска с многочисленными корреспондентами, присылавшими свои записи устного поэтиче­ ского творчества, организация республи­ канского конкурса на звание лучшего олон- хосута, проведение слетов сказителей и со­ бирателей. Выполнявшаяся ранее одиноч- ками-энтузиастами благородная задача —• сохранить для потомков сокровища народ­ ной поэзии— была поставлена, на прочную основу. Выходец из простого народа, Ойунский был знаком с его поэтическим творчеством не понаслышке. С самого раннего детства он жадно впитывал буквально витавшие в воздухе героические образы олонхо, усваи­ вал торжественно-приподнятый стиль речи эпических сказаний. Татт.ияский район — родина писателя — славился по всей Яку­ тии своими сказителями-олонхосутам-и. Та­ лантливые исполнители эпоса были и среди его многочисленной родни. Еще совсем ре­ бенком будущий писатель мог, забыв обо всем, часами слушать олонхо, распеваемые кем-либо из соседей— знатоков эпоса. Уже к восьми-девяти годам мальчик самостоя­ тельно пересказывал усвоенные на слух олонхо своим друзьям и сверстникам. Зна- , токи, заметившие его необычное и яркое дарование, прочили юному Платону бу­ дущность знаменитого олонхосута. Вот что сам П. А. Ойунский вспоминал об этом пе­ риоде своей жизни: «У меня в детстве во­ ображение было богатое, красочное, рас­ сказывал красноречиво. Получал прщдд- шения тойонов, которые на досуге надл^ж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2