Сибирские огни № 11 - 1983
разная сцена «товарищеского суда» над Николаем Евграфовичем Федосеевым, един ственным марксистом среди политкатор жан — народников, анархистов и «просто бунтарей»; рассказывает ли о трагической судьбе Анатолия Ванеева,-или о жестоко стях деревенского быта вроде кулачного боя стенка на стенку, или «охоты» Зыряно ва на больных линЯых уток «на засол». Но спокойствие это ■—точно рассчитанный прием писателя-реалиста. Постоянной оста ется пристрастная партийная оценка фак тов, событий, явлений,'людских поступков. И подается эта оценка так мудро-ненавяз чиво, что у читателя создается ощущение полной самостоятельности в произнесении приговора над действительностью. Коптелов показывает мир во всей его реальности, не прикрашивая, но и не впадая в натурализм. Глядя на окружаю щее глазами Ильича, он показывает за видимым сущностное, за неприглядностью настоящего перспективу его революционно го преобразования. Событие соотносится с эпохой, его породившей, а деяния конкрет ного человека рассматриваются в связи с социальными процессами времени. Читателя охватывает удивительное чув ство сопричастия к делам и мыслям Ильи ча. Вот молодой Ленин ведет во время охоты беседу со «справным мужиком» Зыряновым. Последний всеми помыслами рвется к богатству, у него и забот нет других, как пробиться в кулаки. Его беседа с Лениным проста внешне, но наполнена подспудным клокотанием рождающейся мысли. «— По-вашему, бедность от лености? — А от чего же еще? — Есть в народе поговорка: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Вы не слышали? — То про лавочников. Они, язви их, обмеривают, обвешивают да обсчитывают. — У Сосипатыча, мне говорили, пашня на песках: земля не родит. — Никто не мешал захватить хорошую землицу. , — Да ваши справные мужики все рас хватали, распахали. — Опять же сам виноват.— Зырянов хохотнул, припомнив поговорку.— «Прозе ваешь — воду хлебаешь». — «Кто смел, тот два съел». Так по- вашему? — Всяк для себя. У человека рука гнет ся в одну сторону: ложка несет в свой рот, не в чужой. — А разум? Совесть? — Совестно девке, ежели робенка при несет: у' отца ворота дегтем вымажут! — Но когда справный мужик полдерев ни оставит без земли и пустит с сумой по миру, ему никто ворота не выемолтт? А на до бы. — Богатому-то? Да его... — Его старшиной поставят?! Мне рас сказывали, у вас так...» Так и кажется; что вот сейчас, отло жив ружье, Ильич возьмется за перо, что бы записать родившую мысль. Воссоздавая молодость Ленина, писатель нашел свои особые краски, чтобы передать чувства преданной дружбы, которая связы вала Ильича и его соратников и единомыш ленников — Кржижановских, Ванеевых, Ле- пешинских, Старковых. С глубоким про никновением в трагическую судьбу Николая Федосеева написана сцена встречи ренина с этим одаренным человеком, марксистом, замученным в.полутемных сырых застенках. Ленин показан в многообразии настроений, переживаний. Мы видим его насмешливым с жандармами, строгим с охранниками, безудержно веселым и озорным с друзьями, нежным с женой, ласковым с сельскими ребятишками, гневным с врагами.. Особый лиризм придают роману описания природы, которую писатель так хорошо знает. Родная его Сибирь поет, звенит' ты сячами голосов, искрится снежными про сторами, ослепляет белизной цветущей че ремухи, радует глаз пестротой полян, покрытых цветами. «Глянув вдаль, Кржижановский ахнул от изумления: кусты на болотах и березки на опушке леса были закутаны в богатый иней, похожий на лебединый пух. — Куржак! Так называют здесь,— ска зал Владимир Ильич,— Жаль,:из-за мороз ной дымки Саян не видно»... Наугад взятая картинка. Н0 для того, чтобы написать ее, автору потребовалось самому побывать на Журавлиной горке, да не один раз, с тем, чтобы увидеть ее в разное время года, при разной погоде, услышать местное речение. А вот Ленин на охоте, на утренней заре, затаив дыхание, прислушивается к пению сибирских соловьев. «На днях читал во втором томе Тургенева: у курских соловь ев десять колен! У этого поменьше... Сколь ко же колен? Насчитал шесть, но, усом нившись в точности, начал, снова. «Пожа луй, семь. Да, седьмое колено — дробь, Будто враз кидает на звонкое блюдо по нескольку стеклянных горошинок...» Обратим внимание, что сцена соловьино го пения, подобно узору, вышивается на канве документальной точности— том Тур генева действительно был в числе любимых книг Ильича в Шушенском, и в воспомина ниях есть указание, что рассказ «О соловь ях» Ульянов читал. Можно отметить и своеобразие восприятия природы, показан ной глазами Ильича: оно близко к наблюде ниям естествоиспытателя. Шушенская ссылка не была для Ленина серией прогулок на природу, вылазок на охоту. Она* была тяжким испытанием всех душевных сил, постоянным огромным на пряжением, которое он преодолевал уси лиями своей могучей воли. Для большин ства политических ссыльных жизнь в глухом селе вдали от пролетарских центров, в отрыве от деятельной борьбы таила в себе опасность пострашнее чахотки. П0 об разному выражению Коптелова, Ленин в Шушенском напоминал орла со связанными крыльями. И это ощущение внутренней несвободы, разлуки с любимой, родными й друзьями в романе тоже передано с помощью пейзажа. Вот появилась надежда, что Крупская в скором времени сможет выехать в Шушен ское — со дня на дерь ждет приговора и ссылки. «Вот и в природе перемена! Самые короткие дни. в году были сумрач ными. В начале зимы кружились метели, и каждое утр0 небо оказывалось затянутым серой пленкой. Потом навалились морозы,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2