Сибирские огни № 11 - 1983
кестровой яме. У каждого свое место и свой'инструмент, а получается нечто единое и слаженное. Чувствовалась твердая рука дирижера, пора с ним познакомиться. ' Итак, Добрюк Анатолий Матвеевич, на чальник пятого участка строительства стан ции метро «Площадь имени Ленина». В первый свой день на стройке я измеси- ла там чуть ли не всю грязь, образовавшу юся после долгих дождей, прежде чем отыскала Добрюка. Подхожу к одной груп пе строителей, спрашиваю. Отвечают: «Был, туда пошел»,— показывают. Иду «туда». Говорят: «Да был, ушел к арматурщикам». Арматурщики посылают к бетонщикам. После долгих хождений-поисков нашла его у опалубки свода. Начальник внешне спокойно разговаривал с молодым парнем, как оказалось, сменным инженером. Позже я узнала, что это был не совсем простой разговор. Суть его заключалась вот в чем: в жизни стройки наступил важный момент — бето нирование свода платформы, после чего станцию можно сдавать под отделочные работы. Возведены стены платформы, заго товлена арматура, оставалось подвести опа лубку и приступать к бетонированию сво да. Опалубку же следовало закрепить с абсолютной точностью в месте, обозначен ном на чертежах. Сменный должен дать команду: «Все готово, можно приступать к закладке бетона». Но он не решался дать эту команду, высокая степень ответственно сти сковала волю и решительность сменно го. Недавний выпускник НИИЖТа строил первый такой серьезный объект. Вполне возможно, что по прошествии многих лет в его жизни повторится подобная ситуация. И будет стоять.он , многоопытный, перед начинающим и, вспомнив себя, оробевшего перед ответственным решением, поймет его и придет на выручку... На участке четыре сменных инженера. Все молоды. Для них метрополитен — и школа руководства, и школа метрострое ния. Трудно им, трудно и начальнику. Ино гда он горько шутит: «У меня от сменных скоро инфаркт будет». Чего он требует от сменного инженера? Досконального знания дела, за которое тот отвечает. Умения организовать в своей сме не работу так, чтобы каждое звено исполь зовало время с максимальной отдачей. Ка залось бы, все просто. Теоретически. А на деле... Читаю запись в книге распоряжений з,а № 56: «Сменные инженеры! Строго спра шивайте со звеньевых за допущенные от клонения от паспорта крепления и техноло гии работ. Занимайтесь со звеньевыми ор ганизацией работ на рабочем месте. Сегод ня у вас в смене организация работ абсо лютно отсутствовала». Неужели бывает так? Вместо ответа Добрюк говорит: — Видите, сменный идет. Бесцельно идет, просто так, чтобы не стоять на месте. Я смотрю в спину удаляющегося сменно го инженера и ничего не понимаю. — Как вы определили, что бесцельно? — Понял. Глаз наметанный. Сменный между тем остановился у края котлована, постоял немного, посмотрел вниз и пошел дальше: — А почему бесцельно? — Потому что боится подойти к людям, узнать, чем занимаются, спросить боится. — Почему? — Пока руководитель для подчиненных Славик или Вовик, толку от него не будет. И порядка не будет, пока не назовут по имени-отчеству, и спросить не сможет с нужной строгостью, пока подчиненные по плечу хлопают. — Что же ему делать, молодому и бед ному? — попыталась пошутить я. — Что делать? Заставить себя уважать. Зарабатывать авторитет.' И для этого надо знать на зубок то, чем занимаются люди. Будет это знать, тогда и спрашивать будет легко. Ну что может спросить сменный, ес ли сам даже чертежей не знает? Есть у ме ня такой. Пришлось отправить в техотдел изучать чертежи. Целый месяц там сидел. — Ну а другие? — Да нежные они какие-то. Слишком интеллигентные. Им бы в лаборатории, в проектные институты к чертежам и книгам, там бы их интеллигентность была уместна. А здесь стройка, грубое производство. Я не могла согласиться с Анатолием Мат веевичем. Конечно, стройка не лаборатория с чистыми комнатами, в этом он прав. А не прав в том, что стройка будто бы исключает интеллигентность. Д а и сам Добрщк (внеш ностью, манерой говорить, общаться с людьми — человек врожденной внутренней культуры и такта) опровергал собственные слова. — Но вы, наверное, тоже не сразу по стигли премудрости руководства? Добрюк вприщур, что придавало его взгляду хитрость, посмотрел на меня и про молчал. А Нина Павловна, жена Добрюка, присутствовавшая при нашем разговоре, засмеялась: — Когда он был еще маленьким, мать уже тогда говорила про него: «Толя у нас будет начальником». Он был такой спокой ный, рассудительный, серьезный. Два дру гих брата поссорятся, подерутся, а он им пальчиком попрозит и скажет: «Вот я вас сейчас накажу, если не перестанете». И я вспомнила этот жест, которым он ча сто пользуется при разговоре. Нет, это не угроза: характерным движением поднимая палец вверх, Добрюк призывает и требует сосредоточить внимание на чем-то важном. А может, действительно с этим рождают ся: с качествами организатора, с психоло гией лидера? Ученые, занимающиеся детской психологией, наблюдая за группой ре бят, обнаруживают в ней ту же социомет рическую структуру, что и в обществе взрос лых, выделяя среди разнообразия типов и характерный тип лидера, пользующегося ! наибольшей популярностью среди сверстни ков, не всегда объяснимой на первый взгляд, владеющего тайной власти, умеющего под чинить волю других собственной воле. Хоро шо бы и в среде студентов во время учебы выделять тех, кто обладает качествами ру ководителя и рекомендовать их в систему управления. Сколько я ни наблюдала за Добрюком, он поражал меня своей невозмутимостью. От чего же он так спокоен? — гадала я во вре мя планерки в один из понедельников в кабинете начальника тоннельного отряда № 29 Валентина Андреевна Колточихина, где собрались начальники всех участков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2