Сибирские огни № 11 - 1983
приму и причащу тебя, грешницу, к телу Христову. Запомнила ли, что сказал? — Запомнила, батюшка, — А теперь идите с богом. Аввакум снова взвалил на себя груз, пошагал по направлению к въезжим воротам. Сыновья —за ним. Бугор с Маремьяной проводили протопопа взглядом, поднялись с колен. На душе у каждого тяжесть: большая предстоит работушка!.. 3 Нелегка епитимья, но делать нечего, иначе не обвенчает протопоп в часовне. Каждое утро на заре два грешника идут в часовню, падают на колени перед ликом всемилостивой приснодевы Марии и творят ме тания и читают по памяти молитвы. От многих поклонов ноет поясница, от поста зелены круги в глазах, в брюхе урчит. Так и хочется в чем-ни будь схитрить-смудрить, чтобы облегчить свою участь. Но мудрить нельзя: бог все видит, все слышит,— надобно работать честно, нетороп ливо, не обсчитываясь в поклонах, иначе счастья в семейной жизни не будет. Строго исполняют епитимью грешники: и поклоны глубокие мечут, и голодуют, и спят порознь в постные дни. Эх, епитимьюшка! В иную ночь ни на волосок не уснут грешнички, ворочаясь порознь друг от дру га: Маремьяна —•на кровати, Бугор —на лавке под кафтаном. Тянет их, влюбленные, друг к другу, но то невозможно: высок заплот, воз двигнутый протопопом между грешниками, не перелезть его... Как-то, чтобы приблизить час искупления, наши грешники, увели чив дневной урок поклонов, задержались в часовне. Усердствовали в делах молитвы, не расслышали, как в часовню кто-то вошел. Вошед ший, чтобы (рбратить на себя внимание, кашлянул. Бугор прервал мо литву, обернулся. У порога стоял посылыцик съезжей избы Абрамка, из торговых сидельцев, зеленый вьюнош, нанятый заместо сына Авва кума Ивана. — Чего надобно? — Вашу милость воевода к себе в съезжую зовет,—робко выго ворил посылыцик. Маремьяна осталась в часовне продолжать молитву, Бугор отпра вился по вызову. — Чего зовет воевода, неведомо тебе, дьячок? — Гонец прибыл, грамоту царскую привез, честь будешь. За своим столом восседает воевода, одетый в ферязь ^с высоким во ротником, при обязательной для властного человека горлатке. На сто ле перед ним пергаментные свитки с надломленными печатями. Гонец, привезший свитки, молодой, сухоплечий, с пушистой русой бородкой, в одной холстяной рубахе до колен, сидит у порога на лавке. Бугор по клонился воеводе, кивнул головой гонцу и, обратясь, в передний угол, помолился. Пашков, изогнув бровь, смотрел на Бугра с удивлением: с какой стати Бугор усердствует в молебстве? Наконец сказал: — Хватит там шептаться с богом, дела ждут! Бери бумаги, читан! Бугор принял из рук воеводы свиток, стал читать вслух. «От царя-государя и великого князя всея Великои и Малой и Бе лой Русии и проч., и проч., Алексея Михайловича в Нерчинский острог слуге нашему Афанасию Филиппову сыну Пашкову. Из твоих, Афана сий грамоток нам, великому государю, стало ведомо: исполняя нашу, государеву, волю, набрал ты в Енисейском городе войско, пошел похо дом встречь солнцу и в Даурах на Нерче-реке, на высоком и достойном месте острог водрузил. Пишешь, слуга, с этих мест до великои реки Амур рукой подать стало. Благодаря острогу и державной укрепе на восточной украйне Русии, многие племена, роды и народцы нам, вели
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2