Сибирские огни № 10 - 1983
— Незачем, колдун, мне лезть в твой вертегН— наотрез отказался Аввакум.—Не для мирной беседы я к тебе наведался — для уличения. — Ладно, будь по-твоему, будь по-твоему,—охотно согласился Орефа.— Уличай, батько, раз в тебе есть такая охота. Но поначалу ответь мне, спрошу: мягки ли тюремные нары, на коих ты недавно от сыпался? Гляжу, неймется, тебе! Все уличаешь... — В жизни сей жестка постель моя,—сказал Аввакум.—Но в жиз ни вечной мне Христос-свет уготовил чижовые пуховики. — Фюйть! — присвистнул, весело оскалясь, Орефа.— Посмотрите на него, люди добрые, что держится в голове у этого попа: чижовые пу ховики!.. Тьфу! — сплюнул он в сторону сухим плевком.—Скажи мне, поп, а ты червей могильных зрел? А шкелет белый, с ребрами, видел? А череп с темными дырьями? А не приходилось ли тебе, чудной поп, видеть, как людишек на огне сжигают? Молчишь? Про себя скажу: все то я своими глазами видел. И червей, и человека, как он, сгорая, ко режится в огне, видал. И не верю я в воскресение. Оттого и мудростью наделен и способен угадать, что завтра с каждым будет. Нет жизни той, вечной! Есть жизнь одна —эта! А издохнешь —нет ничего, одни черви белые да шкелет сухой, да глазастый череп. Да и то недолго. Отсюда и толк: радуйся, пока в живых ходишь! Сказанное для Аввакума было не ново. Так же по-дьявольски бес стыже, как этот колдун, думает и богоотступник Никон. Чего по всей но чи бить поклоны, чего постовать, чего усердствовать в молитве! — раз ты человек, то и наслаждайся жизнью, радуйся, всей Русии в этом при мер подавай! Зачем постовать, зачем изнурять тело? —пей и жри до от вала! Оттого-то и поборы Никон-зверь на свою потребу, будто на пользу православной церкви, увеличил, оттого-то и в патриаршей поварне заме- сно двух, как было раньше при старых патриархах, ныне дюжина по варов завелась. Отеческая еда Никону с приспешниками не надобна, жрет он каких-то вустриц и жареных лягуш. Опоганился! Блудницы и ворухи, и пошлые, с косматой головой, девки к нему в покои дверь ногой отворяют. А попы, кои к патриарху по нужде приходят издалека, по седмице и больше дожидаются в сенях, пока изволит с ними перемол виться словом Никон. Радуется жизни Никон, приспешник сатаны. А тех, кто его изобличает, он тех вешает на воротах али под лед уталкиваег головой. Вот до чего дошло! Аввакум, гневаясь, гулко пристукнул по мерзлой земле посохом, сказал четко, с сердцем: — Червями рыгаешь ты, колдун, ибо истлел ты заживо! Источили тебя червяки насквозь, как трухлявую колоду. После твоей скорой поги бели, навек, без следа и памяти, червям-то могильным делать будет нечего. — Мне, поп, все едино, что будет после меня,—дразнился, скалясь, колдун.— Но покуда я еще живой и во мне сила, я хочу пожить со сла стью. А сатана мне в помощь. С ним, другом моим, совместно я еще на творю делов. И тебе, поп, между прочим, за твою позорную лайю по заслугам воздам. Вот возьму нашепчу воеводе, он тебя живенько приберет к рукам. Будешь, как дождевой червь, извиваться, а я со стороны на тебя полюбуюсь. — Все в воле божьей,— сказал Аввакум.—Любую кару приму от всевышнего, но тому, что ты изрыгаешь, поганый, не бывать. Не допу стит бог, чтобы вы с Пашковым вместе надо мной кырились. Мне жить, бога славить, а тебе в скором времени исдохнуть, как собаке. Сказать сие я к тебе и наведался спозаранку. Одумайся, покуда не поздно! Отка жись, колдун, от похода, не губи людей! Не видать войску удачи, ежли его ведет колдун! Мне видение было сегодняшней ночью. Твой шкелет я на горах увидел, на скалах. Моют твои черные кости дожди, гложут их даурские лисы — вот что я увидел. Было ли такое видение аль соврал для угрозы Аввакум, не в том дело. Может, и не.было, но стоило Аввакуму выговорить о нем, как он тотчас, как наяву увидел и горы, и скалы, а на голых камнях кости
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2