Сибирские огни № 10 - 1983

ну. Но вы, робята, меня не осуждайте: откуда мне ума набраться? Живу, как волк: где мяса клок, где вилы в бок. Дурак я чистый, что на поповну обзарился. — То-то оно и есть! — торжествовал Исачка.— Дурака издали вид­ но. Мы как зашли в питейную, так сразу и увидели: вон сидит дурак, да­ вай, говорим меж собой, подсядем к нему да качнем его! И не промах­ нулись... За щекой-то у тебя есть ли что, али пусто? Три полушки, гово­ ришь? Ничего, нам хватит. Тащи на все. Довершим. А я про попов тебе байку продолжу, чтоб ты знал их и никогда не связывался. Целовальник принес по склянице на брата. Выпив, Исачка продол­ жал молоть про попов. — Ты мне верь, Сопрыка,— уговаривал Исачка.— Верь: не простой я есть человек, не гулящий, не повольский разбойничек! Я на пономаря учился и на клиросе пел. Не прогони меня ловить в Сибири соболей, я, может, по уму каким-нибудь архом заделался: не архиерей, так архи­ епископ, не архиепископ, так архимандрит али еще какой-нибудь там арх. Но я не хочу быть архом. Соболиный ловец — тоже грешник, но не такой, как всякий архипоп. Я напьюсь али выругаюсь матерно, вот и весь мой грех. На том свете на мне воду черти повозят день-другой, да и. отправят в чистилище, а там и рай близко. А архипопам рая не видать, как своих ушей. Из-за обманства их живьем сгорать им в аду. Сам посу­ ди, что они нам, эти самые архи, внушают, простым людишкам: вся власть, говорят, от бога. Понял? И царь —от бога, и цоевода —от бога же. И палач -—от бога, и таможенный начальник — все они от бога. По­ нял? А я не верю! Что за бог, ежли он мне на шею навязал палача! Ху­ дой бог! Не мог бог навязать нам и воеводу и палача! Врут архипопы! Ежли бы были властные люди все от бога, так они бы к нам, простым людишкам, с милостью, а не с плетью и дыбой. От бога! Как бы не так! От черта все они. И царь — тоже! Все они между собой заодно, головы людишкам морочат. Протопоп — бедный, гонимый! Но вот увидишь: вызовет его обратно царь на Москву, сызнова ему место в Успенском со­ боре, сызнова он за свое примется — башку смерду морочить. А царю и лестно: самому вожжи не надобно натягивать. Сиди себе в спокое на троне да пей ренское, заедай солеными лимонами. Нет, дурак, не на пра­ вом пути ты стоишь, что к попам в родню лезешь. Не примут они тебя в родню. Ты им не друг, а ворог_ 3 Во дворец, где Сопрыка определен перед отправкой на войну на житье, он пришел ночью. В решетчатых сенях на столе два ночных стра­ жа играли в зернь. Завидев пьяного Сопрыку, они вызвались его прово­ дить. Под руки и в обнимку стрельцы провели Сопрыку, как воеводу, в верхние покои и уложили на законное место — на ларь-короб, что на­ против дверей в спальную хоромину Еремея и Евдокии Кирилловны, где он должен был почивать как телохранитель своего господина. Сопрыка улегся на жесткий ларь-короб, однако, несмотря на бурливший в нем хмель, ему не спалось. Минуты и часы и впечатления прожитого дня пе­ ред ним являлись чередой, заставляя его снова думать о том, что с ним было... Вот он сидит в питейной с ловцами соболей, Надеей и Исачкой, за одним столом и пьет кружку за кружкой горячее хлебное вино — и перед ним открывается и правда и истина. Да, в горячем хлебном для Сопрыки открылась истина. Вот она какая: воевода — человек, его сын Еремей — человек тоже. И воеводша Фекла Семеновна и молодая боя- рынька Евдокия Кирилловна — люди и человеки. И протопоп Аввакум — человек, и жена его, протопопица, и их дети — все то люди и человеки. Все они — некто. А Сопрыка — никто. От рождения он никто, пустое мес­ то. «А может, все-таки, кто-то же я есть,— лежа на ларе и глядя . во тьму, вслух думал Сопрыка.— Ведь я должен быть кем-то. Почто я ни- 6019

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2