Сибирские огни № 10 - 1983
шика требуется сноровка, умение, опыт. От передовщика — знание реки, ее норова, капризов. От гребцов — покорность и выносливость. От начального человека — воеводы — требовался устроительский дар, а также и суровость и властность. Служилых в караване много — до семисот. К тому, ж к каравану пристало немало гулящих людей, про мышленных и торговых, за ними тоже требовался догляд. Трудно было Пашкову управиться с этакой людской прорвой. Одним окриком делу не поможешь, без жесточи не обойтись. Кнут да батоги, да щипцы, да ремни, да железные крючья — вздергивать виновных на дыбу, — вот благодаря чему сохранялось в караване нарядье. Не до еретика-про- топопа в первые седьмицы хода было Пашкову. Знал,— едет рекой где-то рядом, знал, охрана крепкая — пусть едет, придет время и до него доберется Пашков. Но вот Афанасий Филиппович пообвыкся с рекой, применился к судовому ходу, вверился опыту кормщиков и передовщика, до конца понял и осознал, какой он великий господин и повелитель над людьми в этой дикой отдаленности — и усмотрел: кажись, неладное деется в караване. А это неладное проистекает от опального протопопа. Стрель цы и казаки тащат вверх струйно его дощаник. В дощанике Протопоповы пожитки, на лавках сидят его семейные, и он сам вместе с ними, Авва кум. Все как должно быть. Но зачем на еретический дощаник забрался Еремей, что ему там надо? Чего он, глупой, сидит против протопопишки и, улыбаясь, внимает ему? Какой-такой может быть между ними разго вор, о чем?.. Хотел, было, Пашков велеть сыну убраться с дощаника опального протопопа, но для первого случая смолчал, подумав, что, может, Ере мей оказался в дощанике у Аввакума случайно. Прошел еще день-другой: вгляделся в реку Афанасий, Филиппо вич— тот же вид: сидит в дощанике Аввакум, а напротив на лавке снова Еремей, и снова между ними дружная и согласная беседа. «Ну, и дурак же у меня Еремка! —подумал Пашков.— Нашел с кем точить лясы!» И опять смолчал, думает: подожду малость, а'там пресеку соблазн одним махом. И только стоило Афанасию Филипповичу про себя так подумать, как и причина пресечь соблазн тут же сыскалась. Одолевали Шиманский порог. Подчалив к берегу, выгружались — таскать грузы вьючно. На берегу выше порога строили из' соснового кругляка ворот. После того, как грузы были перетащены по берегу, взялись за до щаники. А перед тем полковой поп отец Никодим, ветхий старичок, присланный из Тобольска архиепископом Симеоном, отслужил на бе регу молебен. Весь полк и все приставшие к каравану людишки моли лись истово, просили бога помочь им одолеть крутой и опасный Шиман ский порог. Все собрались, только среди православных христиан, заметил Пашков, не было Аввакума. «Ага, посмотрим! — мысленно пригрозил опальному еретику Пашков.— В случае речного разбоя знаю теперь с кого спрашивать». После молебна люди разбрелись по берегу — началось встречь- струйное одоление порога. Одни жердями ворот вращают, другие без дела стоят, ждут, когда подоспеет им время заменить уставших товарищей. Третьи на высоте наскальной толпятся,,глазеют на дощани ки, как они едва заметно, медленно вздымаются в высоту падуна поверх пенистых струй... Первый дощаник провели через порог благополучно. И второй тоже. А третий оторвало от бечевы, понесло вниз и разбило о скалу. Кормщик с товарищем, знамо, даже не показали из воды головы: ушли на дно. Еще провели благополучно семь дощаников, а восьмой — разбило... Когда штурм Шиманского порога был закончен, подсчитали поте ри — на четыре дощаника убыль. Много, большой убыток казне госу даревой. Кого-либо из кормщиков или гребцов винить в сен истере вое- 26 ~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2