Сибирские огни № 10 - 1983
глаза ввалились. Окочурится она скоро, под лед головой я ее упроважу. А моя-то истина, смотри, Аввакум-свет, какая, голенькая, кудлатенькая,' мордастенькая, я с нею на одно ложе укладываюсь, с ворухою. Ха-ха| истина! Что есть истина? Познай самого себя, познай мир, познай все ленную— вот истина! Добейся власти и почета, людьми повелевай_ вот истина, а другой нет! Христос-свет тоже властной истины возжелал, на этом у него спор с живым миром вышел. Стремление к власти, что в том греховного? Властвовать хочу, счастья хочу! И тебя, глупой про топоп, зову: становись со мной рядом, давай радоваться истинной исти не! Не хошь? Ну и дурак! Тогда отойди в сторону, молчи, не обличай! В молчании — твое спасение. Мне ты хоть пятерней, хоть ногой твори крестное знамение, хоть задницей блистай перед образами, мне все едино. Но и ты не мешай мне, молчи! Молчи — и спасешься! — Не буду молчать!—исступленно вскричал Аввакум и плюнул в рыкающую морду сластолюбца Никона и погрозил ему кулаком.— Ужо тебе, фарисей проклятый!.. В ответ завыло, захохотало, в лицо сыпануло зябкой, колючей кру пой. Скоро ли ты там, поп? — окликнул сторож.—С кем ты там пе рекликаешься? — С сатаной... — Чур меня, чур! — испуганно забормотал сторож.— Гони его прочь, лихого! Да захбди скорей в тепло, не то ветром тебя закостенит, вишь, какая на тебе ветхая одёжа!.. Всю жизнь Аввакум учится слову божьему. Куда бы ни забросила его судьба: прозябает ли в монастырском подвале, в ’дороге ли, отсижи вается ли в тюрьме,— где бы ни находился, он непременно откроет ка кую-нибудь книгу, которая при нем, и страницу-другую почитает. Или Дионисия Ареопагита, или Маргарит, или послания апостолов. Проч тет— и запомнит. И оттого слывет он иереем многознающим и просве щенным... Мужу, умудренному чтением, завет Христа: не возгордись! —Авва куму, как никому другому, может, больше ведом. Однако читать и ду мать про себя — одно, а на деле исполнять — другое. Года четыре с половиной тому по пути на Нерчу-реку, где войску Пашкова предстояло сооружать новый большой острог, зимовали в ма лом скородельном Йргеньском острожке. Голодно было. Пропитание для семьи Аввакум добывал рыбалкой. Как-то в один из студеных дней ходил Аввакум на Шакшу-озеро за рыбой. Поставил подо льдом ловуш ки и добыл целую корзину жирных тайменей. Работая, проголодался и, круто посолив, съел одного тайменя. А когда пошел обратно, волоча за собой нарту с рыбой, стала донимать его жажда. Никогда такую острую жажду не знал Аввакум.. Во рту пересохло, дыхание перехватывает, в ногах нет силы. Ужель погибать от жажды? Повернулся он лицом на полночь, откуда веяло ветром, попытался поймать на язык хоть крупин ку малую. Но ветер бесснежен, прокалывает до костей. Смертью веет с северной стороны. Попытался, было, Аввакум от покрова льда, по которо му он шел, ножом отколупнуть хоть скорлупку, но то ли лед был, как железо, крепок, то ли силы в руках не было,—не удалось. А жажда тер зала все больше. И тогда Аввакум обратился за помощью к богу. Стал он на колени на льду, обернулся на восток и вскричал: господи, всевышний создатель, помоги мне!! И — чудо! — грохнуло, треснуло, будто колещатая пищаль бабахнула, взметнув облако — расселся лед, трещина, в ней темная вода булькает. И глас свыше: утоли жажду, мой возлюбленный раб! Аввакум подполз на коленях к острому краю льдины и, склонясь, напился, черпая ладонью... Ликуй, Исайя! Уже в темноте ввалился Аввакум в свою избицу, втащил как малого чадушку на руках, корзину с рыбой и вскричал, стоя у порога: V1? к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2