Сибирские огни № 10 - 1983

Завидую, как птицы надо мной Легко несут с великим постоянством Простые песни (только по одной!) И крылья, обожженные пространством! («П т и п ы » ) И, в сущности, при ‘всем тематическом разнообразии, все стихи об этом — о жиз­ ненной, о гражданской позиции поэта. Любимая! Я сам в ответе За каждый шаг, Случайный след... («Л ю б и м а я») Я не любил работы грубой, Я не о том совсем мечтал, Но так таскал кирпич и трубы, Что все на свете забывал. (сР а б о т а») Мы отслужили, как могли, Но так смогли, как надо. («Д о м о й » ) В большинстве своем стихотворения не­ велики по объему; но заряд неравнодушия в них внушителен. Стихи динамичны и- ем­ ки, образы в них — четкие и запоми­ нающиеся: Корявый куст вцепился в землю, Как в юб.чу матери своей. («П о х о л о д а н ь е » ) И снежные рыдали бабы Н а все окрестные дворы. («П е р в ы й с н е г » ) ...Крабы точат о каменья Свои железные клешни. («М о р е») Образы зрительно нередко становятся слышимыми: «Сумасшедшая , листва за окошком затрепещет...» Или звукопись в стихотворении «Воробьи»: Ваши песни не украдены, Ваши посвисты — ничьи. Словно чиркаются градины О горячие ручьи! Музыкальность присуща стихам Г. Ост­ ровского — но только как одно из изобра­ зительных средств; самоцелью Аке она ни­ где не становится. Не все в сборнике равноценно. Есть сти­ хи и менее удачные. Например, «Летели ут­ ки дикие...» Поэт воссоздает строй старин­ ной песни. (Фольклорные мотивы, кстати, часто угадываются в стихах Геннадия Ост­ ровского, и чувствуется, что мир этот для него — родной и обжитой.) Первые стро­ кил—«Летели утки дикие над речкой» —зву­ чат почти как зачин песни обрядовой. И вдруг —концовка: ...Я даж е в тире уток не стреляю, А все. по самолетам колочу! Мысль хоть и правильная и логичная, но резко снижающая художественный эф­ фект. Видимо, этим же объясняются и дру­ гие неудачи в стихах Г. Островского. Эс­ тетический и социально-нравственный мо­ менты не дополняют друг друга, а как буд­ то противоборствуют. Еще одно стихотворение — «Апрельский дождь.» В нем дождь «цветы весне учил», «хлестал», «ветки хрупкие ломал», «безум­ ствовал» — и «до вечера топтался у рас­ пахнутых дверей». Тут неизбежно вспоми­ нается одно из самых известных и часто цитируемых стихотворений Пастернака — «Лето»; Скорей со сна, чем с крыш, скорей Забывчивый, чем робкий, Топтался дождик у дверей, И пахло винной пробкой. Возможно, своим «Апрельским дождем» автор хотел заявить о преемственности? Но заявление это неубедительно, и потому вы­ глядит не более чем реминисценцией. Шероховатости в стихах Г. Островского вызывают ощущение, что автор может боль­ ше — и боится этого. «Так хочется отдать свое тепло, не получая холода в отместку» («Птицы»), Для его героя еще тепла осен­ няя земля. А жизнь неумолимо ведет его к высокой печали, вторгается холодным вет­ ром,— тем, что сродни пронизывающему ветру у Николая Рубцова. Огромна цена высокой печали! Я видел только раз, как плачет мама, Я помню обнаженную печаль! («Я в и д е л т о л ь к о р аз...» } Так будет нашею виной Та женщина — с печалью истинной,— Оставшаяся не одной, А самой что ни есть единственной... («Н е в е р я щ и е н и в о ч т о » ) Характерно, что высокую печаль поэт осознает почти как синоним высокой прав­ ды. От которой «как будто... в теченье ми­ га одного со всех деревьев листья пали». Искренностью, подлинностью чувства ис­ купаются недостатки в стихах Геннадия Ос­ тровского. ЕЛЕНА РУСАК. Этнография русского крестьянства Сибири XVII — середина XIX вв. М., «Наука». 1981. Русское крестьянство совершило непо­ вторимый подвиг в истории освоения сибир­ ских земель. Но буквально еще четверть ве­ ка назад представления о русском кресть­ янстве Сибири были весьма неполными, иногда предвзятыми, а нередко искажен­ ными досужей информацией. Незнание жиз­ ни и быта сибиряков порождало домыслы. Некоторые из них живут и в настоящее время... Рецензируемое издание— результат дли­ тельного комплексного изучения различных аспектов культуры русского населения Си­ бири. Коллектив авторов под руководством доктора исторических наук В. А. Алексан­ дрова на протяжении более двадцати лет осуществляет изучение сложной и трудной проблемы, цель которой — дать достовер­ ную этнографическую характеристику рус­ ским старожилам Сибири. Главное направ­ ление в их работе — изучение материаль­ ной культуры. Это нашло прямое отражение в рассматриваемом труде. Книга, по определению В. А. Александро­ ва, «представляет собой первый опыт обобщающей этнографической характери­ стики семейного строя русского крестьянст­ ва Сибири и важнейших элементов его ма­ териальной культуры — землепользования, жилища, поселений, одежды на протяжении двух с половиной столетий». Следует от­ метить верный методический подход авторов к написанию глав, дающий им возможность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2