Сибирские огни № 10 - 1983
Завидую, как птицы надо мной Легко несут с великим постоянством Простые песни (только по одной!) И крылья, обожженные пространством! («П т и п ы » ) И, в сущности, при ‘всем тематическом разнообразии, все стихи об этом — о жиз ненной, о гражданской позиции поэта. Любимая! Я сам в ответе За каждый шаг, Случайный след... («Л ю б и м а я») Я не любил работы грубой, Я не о том совсем мечтал, Но так таскал кирпич и трубы, Что все на свете забывал. (сР а б о т а») Мы отслужили, как могли, Но так смогли, как надо. («Д о м о й » ) В большинстве своем стихотворения не велики по объему; но заряд неравнодушия в них внушителен. Стихи динамичны и- ем ки, образы в них — четкие и запоми нающиеся: Корявый куст вцепился в землю, Как в юб.чу матери своей. («П о х о л о д а н ь е » ) И снежные рыдали бабы Н а все окрестные дворы. («П е р в ы й с н е г » ) ...Крабы точат о каменья Свои железные клешни. («М о р е») Образы зрительно нередко становятся слышимыми: «Сумасшедшая , листва за окошком затрепещет...» Или звукопись в стихотворении «Воробьи»: Ваши песни не украдены, Ваши посвисты — ничьи. Словно чиркаются градины О горячие ручьи! Музыкальность присуща стихам Г. Ост ровского — но только как одно из изобра зительных средств; самоцелью Аке она ни где не становится. Не все в сборнике равноценно. Есть сти хи и менее удачные. Например, «Летели ут ки дикие...» Поэт воссоздает строй старин ной песни. (Фольклорные мотивы, кстати, часто угадываются в стихах Геннадия Ост ровского, и чувствуется, что мир этот для него — родной и обжитой.) Первые стро кил—«Летели утки дикие над речкой» —зву чат почти как зачин песни обрядовой. И вдруг —концовка: ...Я даж е в тире уток не стреляю, А все. по самолетам колочу! Мысль хоть и правильная и логичная, но резко снижающая художественный эф фект. Видимо, этим же объясняются и дру гие неудачи в стихах Г. Островского. Эс тетический и социально-нравственный мо менты не дополняют друг друга, а как буд то противоборствуют. Еще одно стихотворение — «Апрельский дождь.» В нем дождь «цветы весне учил», «хлестал», «ветки хрупкие ломал», «безум ствовал» — и «до вечера топтался у рас пахнутых дверей». Тут неизбежно вспоми нается одно из самых известных и часто цитируемых стихотворений Пастернака — «Лето»; Скорей со сна, чем с крыш, скорей Забывчивый, чем робкий, Топтался дождик у дверей, И пахло винной пробкой. Возможно, своим «Апрельским дождем» автор хотел заявить о преемственности? Но заявление это неубедительно, и потому вы глядит не более чем реминисценцией. Шероховатости в стихах Г. Островского вызывают ощущение, что автор может боль ше — и боится этого. «Так хочется отдать свое тепло, не получая холода в отместку» («Птицы»), Для его героя еще тепла осен няя земля. А жизнь неумолимо ведет его к высокой печали, вторгается холодным вет ром,— тем, что сродни пронизывающему ветру у Николая Рубцова. Огромна цена высокой печали! Я видел только раз, как плачет мама, Я помню обнаженную печаль! («Я в и д е л т о л ь к о р аз...» } Так будет нашею виной Та женщина — с печалью истинной,— Оставшаяся не одной, А самой что ни есть единственной... («Н е в е р я щ и е н и в о ч т о » ) Характерно, что высокую печаль поэт осознает почти как синоним высокой прав ды. От которой «как будто... в теченье ми га одного со всех деревьев листья пали». Искренностью, подлинностью чувства ис купаются недостатки в стихах Геннадия Ос тровского. ЕЛЕНА РУСАК. Этнография русского крестьянства Сибири XVII — середина XIX вв. М., «Наука». 1981. Русское крестьянство совершило непо вторимый подвиг в истории освоения сибир ских земель. Но буквально еще четверть ве ка назад представления о русском кресть янстве Сибири были весьма неполными, иногда предвзятыми, а нередко искажен ными досужей информацией. Незнание жиз ни и быта сибиряков порождало домыслы. Некоторые из них живут и в настоящее время... Рецензируемое издание— результат дли тельного комплексного изучения различных аспектов культуры русского населения Си бири. Коллектив авторов под руководством доктора исторических наук В. А. Алексан дрова на протяжении более двадцати лет осуществляет изучение сложной и трудной проблемы, цель которой — дать достовер ную этнографическую характеристику рус ским старожилам Сибири. Главное направ ление в их работе — изучение материаль ной культуры. Это нашло прямое отражение в рассматриваемом труде. Книга, по определению В. А. Александро ва, «представляет собой первый опыт обобщающей этнографической характери стики семейного строя русского крестьянст ва Сибири и важнейших элементов его ма териальной культуры — землепользования, жилища, поселений, одежды на протяжении двух с половиной столетий». Следует от метить верный методический подход авторов к написанию глав, дающий им возможность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2