Сибирские огни № 10 - 1983

знакомый- тогда ему город. Он уезжал как можно дальше от себя довоенного, от свое­ го детства н юности, от родного села Елов- ники на Волге. Война жестоко расправи­ лась с Кузьмой Лушкиным. Она отобрала у него все, что смогла,— здоровье и физиче­ скую силу, изуродовав и искалечив моло­ дое тело. Война вырвала его из привычной жизненной почвы, лишив друзей, родных, просто знакомых людей, Книга написана в форме своеобразного диалога главного героя с самим собой, сво­ ей памятью, в форме рассказа-раздумья. Мы начинаем знакомство с Кузьмой Лушки­ ным, когда он уже полностью встал на но­ ги, нашел свое место в жизни, обрел себя как личность. И мы вместе с ним как бы проходам этот путь его становления, вто­ рого рождения. Вместе с ним второй раз проезжаем в поезде расстояние в четыре дня пути и длиною в одиннадцать лет. Вместе с ним одолеваем то расстояние, ко­ торое отделяет его,' Лушкина сегодняшне­ го, от того Кузьмы Лушкина, который сто­ ял на пороге госпиталя одиннадцать лет назад с костылями в руках, молодой, но беспомощный физически, не знающий, как вступить в эту бурлящую, незнакомую и не совсем понятную ему жизнь. Тогда со всей остротой встал перед ним вопрос: что делать, как жить дальше, как найти себя, свое место в жизни, среди людей? Где взять силы, чтобы не просто существовать на этой земле, но активно действовать, ощущая себя равным среди равных? Луш­ кин выжил, перенеся ужасы и тяготы вой­ ны, второй раз физически возродившись благодаря искусству врачей. Вновь учился ходить и управлять телом. Но этого мало. Доктора вернули ему лишь физиологиче­ скую . возможность существования. Лушкин не просто выжил. Он победил. Победил смерть, физические недуги и ■не­ мощность. Победил самого себя. Это второе рождение главного героя — не только его личная победа. Автор рас­ крывает эту мысль в развитии и взаимо­ связанности всех сюжетных линий повести. Кузьме Лушкину повезло дважды. Первый раз, когда его спасли врачи. Второе его ве­ зение в том, что на его жизненном пути по­ стоянно встречались люди, готовые в лю­ бое время Прийти на помощь, безвозмездно отдать ему часть своей души. Первым таким человеком была Дорофел, одинокая женщина, потерявшая на войне сына. Она приняла Кузьму как родного, одарив материнским теплом и заботой. Встреча с этой чуткой, молчаливой жен­ щиной и дала ему толчок к новой жизни. Постепенно он убеждается, что еще может быть нужен людям. Именно эту веру в себя, в свои силы, в способность приносить пользу людям, да^- рить им радость всей своей полнокровной жизнью постоянно внушает ему Айгуль. Она неожиданно появляется на жизненном пути Лушкина (герой спасает ее от посяга­ тельства на ее честь), но накрепко входит в его жизнь, став его женой, самым родным для него, любящим и любимым человеком. Образ Айгуль богат, выразителен, необы­ чен. Айгуль красива, обаятельна.. Но она — глухая... Однако Айгуль не чувствует себя неполноценной и несчастной. Более того, она оптимист, многогранно развитый не- ловек, художник. Она ощущает жизнь во всех ее красках и даже звуках. Айгуль заражает окружающих своим жизнелюбием, душевным теплом: «Я — глухая. Но вы не думайте, что я совсем ничего не слышу. Я слышу все, только иначе. Я слышу крас­ ками, цветом, выражением глаз, вы­ ражением ваших лиц. Я слышу паль­ цами рук. Ветер я слышу кожей ли­ ца. ,И есть что-то во мне такое, там, внутри, что позволяет мне слышать...» Писателю удается убедить читателя в том, что забота одного человека о другом обогащает не только того, о ком заботятся, но и того, кто заботится. Гак Дорофея и Айгуль, проявляя каждая по-своему заботу и любовь к Лушкину, не только давали ему ощущение счастья, полноты жизни, но и сами чувствовали радость от возможности дарить тепло, любовь другому человеку. Эта же идея проявляется и во взаимо­ отношениях Кузьмы Лушкина с коллекти­ вом рабочих. Страдающему от незаживаю­ щих ран' солдату сначала пришлось выпол­ нять далеко не самые заманчивые рабочие операции — одного старания было мало, нужна была еще и сила, профессиональная сноровка. Его наставником, первым дру­ гом стал Диоген, старый рабочий, размёт­ чик. Он научил Кузьму всему, что умел сам, заставил поверить в силу своих рук, помог стать мастером своего дела. Но Лушкин, несмотря На тягу к работе и полную отдачу ей, продолжал чувствовать себя одиноким в коллективе механического цеха, где рабо­ тал. И, хотя рабочие относились к нему с душой, по-доброму, это состояние одиноче­ ства, оторванности от коллектива не про­ ходило. Лушкина щадили. Его берегли. Но ощущение полноты жизни, радости и ог­ ромной благодарности товарищам по рабо­ те пришло к Лушкину лишь тогда, когда они доверили ему сложную, тяжелую рабо­ ту, посильную лишь здоровому, высококва­ лифицированному рабочему. Осознание слитности с коллективом в целом и отдельно с каждым из его членов в процессе достижения общей цели,—этот вывод, к которому подводит читателя Вик­ тор Александровский, имеет глубокий соци­ ально-психологический смысл. Повесть названа «Теплый дождь». Назва­ ние символично. «Теплый дождь помогает пробудиться, земле, ростку прорвать обо* лочку семечка и заявить о себе то ли тра­ вой, то ли ростком злака...» Тепло челове­ ческих, щедрых чувств еще более плодот­ ворно и жизнеутверждающе — оно помога­ ет пробудить даже в исстрадавшемся чело­ веке все то лучшее, что в нем заложено. Т. ПОЛОЗОВА. Геннадий Островский. «За весенними пти­ цами». Серия «Первая книга в столице», М., «Современник», 1981. «За весенними птицами» — вторая книга молодого поэта. Совсем небольшой — всего 43 страницы — сборник стихов жиз­ нерадостных и непосредственных. Читать стихи Геннадия Островского легко, и его поэтический мир поражает своей простотой и открытостью. Но простота эта — осознан­ ная позиция автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2