Сибирские огни № 10 - 1983

Франции, как был сначала». Здесь же он сообщал о широкой популярности книги Н. И. Тургенева «Россия и русские». Собы­ тия в Европе, особенно во Франции, нахо­ дят освещение во многих других письмах Фонвизина. Анализ политических событий наталкивал на теоретические размышле­ ния. В письме Е. П. Оболенскому из То­ больска от 6 июня 1851 года Фонвизин вы­ сказывает свои представления о социализ­ ме и коммунизме. «В последнее время меня очень занимали социалистические и комму­ нистические вопросы — многое я прочитал об этом предмете за и против — последнего больше, но все-таки остался уверен, что ц основании новых учений, без ведома даже самих изобретателей, скрывается христиан­ ская истина: любовь к ближнему — брато­ любие». Европейские революции, назревание революционной ситуации в России вели де­ кабриста к размышлениям о роли народа в истории. Второй том (заключительный) содержит важнейшие сочинения выдающегося мысли- теля-декабриста. Часть из них публикуется впервые. В томе представлены его мемуары, исторические, социально-политические и фи­ лософские сочинения, показывающие дли­ тельную и сложную эволюцию мировоззре­ ния М. А. Фонвизина, в последний период своей жизни воспринявшего и своеобразно развившего демократические и социалисти­ ческие идеи. Изданию предпослана вводная статья С. В. Житомирской и С. В. Мироненко «От Союза Благоденствия к «русскому социа­ лизму» («Идейный путь декабриста М. А. Фонвизина»), Авторы отмечают, что исключительные условия каторги и ссылки, в которых происходила идейная эволюция декабристов, «позволяют с особой ясностью представить себе и возможности дальней­ шего развития дворянской революционности 1820-х гг. и его границы». Интересны при­ веденные в статье наблюдения о своеобра­ зии декабристских мемуаров, критериях их . оценки. Декабристские мемуары весьма сложны по своему составу. Во-первых, об­ ращенные в прошлое, они не всегда позво­ ляют выяснить эволюцию взглядов авторов, их оценки новых социально-политических явлений. Другая трудность связана с не устраненным до сих пор, к сожалению, не­ историческим подходом к использованию в науке сибирского и послесибирского твор­ чества декабристов. При его изучении ис­ следователи редко стремятся вскрыть раз­ личные в идейном отношении пласты: те, что отражают идеологию, сложившуюся еще в тайных обществах 20-х гг., и те, в которых проявляются новые черты полити­ ческого мышления автора. Это относится и к Фонвизину. В борьбе с либеральной кон­ цепцией движения декабристов сложилась и все еще не исчезла традиция сосредоточи­ вать внимание на сохранении декабристом идеалов молодости. Парадоксально, но это факт. Можно подумать, что для революци­ онного деятеля и мыслителя естественно только движение вправо, и уже застой мы­ сли составляет его заслугу. В историогра­ фии творчество Фонвизина последнего пе­ риода жизни оценивается с диаметрально противоположных позиций — или движение к либерализму, или же прямое отождеств­ ление его идей с мировоззрением револю­ ционных демократов. Между тем публикуе­ мые в издании сочинения показывают, что своеобразие мировоззрения Фонвизина в последние годы его жизни именно в том и состоит, что он продвинулся д а л е к о в п е р е д от дворянской революционности 1820-х годов. Но он так и не сумел дойти до революционного демократизма в сложив­ шемся к тому времени виде. ' Важно под­ черкнуть, что мысль его развивалась в том же направлении, по которому шли револю­ ционные демократы. Развитие идей Фонви­ зина, глубоко индивидуальное и по характе­ ру и по темпу, убедительно демонстрирует общие закономерности пути, по которому шла передовая общественная мысль в Рос­ сии — от идеологии декабристов к мировоз­ зрению революционных демократов. В ста­ тье «О коммунизме и социализме» Фонви­ зин признавал недостаточность формаль­ ного равенства перед законом, правоту идеи истинного социального равенства. Это свидетельство выступает важным симпто­ мом движения его взглядов к демократиз­ му. Известная демократизация воззрений М. А. Фонвизина не преодолела в них наи­ более устойчивые черты декабризма — стремления избежать народной, крестьян­ ской революции. (В сочинениях это отчетли­ во прослеживается.) В силу этого Фонвизин противоречив везде, где логика сталкивает его с вопросом о революционном пути лик­ видации крепостничества и самодержавия. Сознавйя неизбежность этого пути, он не перестает внутренне ему противиться. Фонвизин и представители революционной демократии шли к социалистическим и де­ мократическим идеям через одни и те же этапы. Фонвизин был солидарен с ними в главном — признание справедливости со­ циального равенства и неизбежности пере­ устройства общества на социалистических началах. Но непреодолимыми рубежами ос­ тались философский атеизм и материализм, а в области социально-политической —воп­ рос о народной революции. Но все это не умаляет его . теоретических достижений мыслителя, сумевшего преодолеть многие недостатки декабристской идеологии. С чувством восхищения, глубокого уваже­ ния к декабристу, видному мыслителю, за­ крываем мы его сочинения, заставляющие размышлять о мучительных поисках русской общественной мыслью действительно науч­ ной теории, объясняющей мир и пути его активного переустройства. Г. КУРСКОВА, кандидат исторических наук. Виктор Александровский. Теплый дождь. Повесть. Хабаровское кн. изд-во, 1982. Эта книга написана от лица главного ге­ роя, бывшего фронтовика Кузьмы Лушкина. Лушкин едет домой в поезде с юга, возвра­ щаясь из отпуска. Он специально поехал в поезде, чтобы еще раз.проехать тот путь, который он уже совершил однажды — один­ надцать лет назад. Тогда он впервые ехал после войны и двухлетнего лечения в гес- , питалях в тот, теперь по-настоящему став­ ший для него родным, город на Дальнем Востеке. Он намеренно выбрал далекий край и не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2