Сибирские огни № 10 - 1983
Франции, как был сначала». Здесь же он сообщал о широкой популярности книги Н. И. Тургенева «Россия и русские». Собы тия в Европе, особенно во Франции, нахо дят освещение во многих других письмах Фонвизина. Анализ политических событий наталкивал на теоретические размышле ния. В письме Е. П. Оболенскому из То больска от 6 июня 1851 года Фонвизин вы сказывает свои представления о социализ ме и коммунизме. «В последнее время меня очень занимали социалистические и комму нистические вопросы — многое я прочитал об этом предмете за и против — последнего больше, но все-таки остался уверен, что ц основании новых учений, без ведома даже самих изобретателей, скрывается христиан ская истина: любовь к ближнему — брато любие». Европейские революции, назревание революционной ситуации в России вели де кабриста к размышлениям о роли народа в истории. Второй том (заключительный) содержит важнейшие сочинения выдающегося мысли- теля-декабриста. Часть из них публикуется впервые. В томе представлены его мемуары, исторические, социально-политические и фи лософские сочинения, показывающие дли тельную и сложную эволюцию мировоззре ния М. А. Фонвизина, в последний период своей жизни воспринявшего и своеобразно развившего демократические и социалисти ческие идеи. Изданию предпослана вводная статья С. В. Житомирской и С. В. Мироненко «От Союза Благоденствия к «русскому социа лизму» («Идейный путь декабриста М. А. Фонвизина»), Авторы отмечают, что исключительные условия каторги и ссылки, в которых происходила идейная эволюция декабристов, «позволяют с особой ясностью представить себе и возможности дальней шего развития дворянской революционности 1820-х гг. и его границы». Интересны при веденные в статье наблюдения о своеобра зии декабристских мемуаров, критериях их . оценки. Декабристские мемуары весьма сложны по своему составу. Во-первых, об ращенные в прошлое, они не всегда позво ляют выяснить эволюцию взглядов авторов, их оценки новых социально-политических явлений. Другая трудность связана с не устраненным до сих пор, к сожалению, не историческим подходом к использованию в науке сибирского и послесибирского твор чества декабристов. При его изучении ис следователи редко стремятся вскрыть раз личные в идейном отношении пласты: те, что отражают идеологию, сложившуюся еще в тайных обществах 20-х гг., и те, в которых проявляются новые черты полити ческого мышления автора. Это относится и к Фонвизину. В борьбе с либеральной кон цепцией движения декабристов сложилась и все еще не исчезла традиция сосредоточи вать внимание на сохранении декабристом идеалов молодости. Парадоксально, но это факт. Можно подумать, что для революци онного деятеля и мыслителя естественно только движение вправо, и уже застой мы сли составляет его заслугу. В историогра фии творчество Фонвизина последнего пе риода жизни оценивается с диаметрально противоположных позиций — или движение к либерализму, или же прямое отождеств ление его идей с мировоззрением револю ционных демократов. Между тем публикуе мые в издании сочинения показывают, что своеобразие мировоззрения Фонвизина в последние годы его жизни именно в том и состоит, что он продвинулся д а л е к о в п е р е д от дворянской революционности 1820-х годов. Но он так и не сумел дойти до революционного демократизма в сложив шемся к тому времени виде. ' Важно под черкнуть, что мысль его развивалась в том же направлении, по которому шли револю ционные демократы. Развитие идей Фонви зина, глубоко индивидуальное и по характе ру и по темпу, убедительно демонстрирует общие закономерности пути, по которому шла передовая общественная мысль в Рос сии — от идеологии декабристов к мировоз зрению революционных демократов. В ста тье «О коммунизме и социализме» Фонви зин признавал недостаточность формаль ного равенства перед законом, правоту идеи истинного социального равенства. Это свидетельство выступает важным симпто мом движения его взглядов к демократиз му. Известная демократизация воззрений М. А. Фонвизина не преодолела в них наи более устойчивые черты декабризма — стремления избежать народной, крестьян ской революции. (В сочинениях это отчетли во прослеживается.) В силу этого Фонвизин противоречив везде, где логика сталкивает его с вопросом о революционном пути лик видации крепостничества и самодержавия. Сознавйя неизбежность этого пути, он не перестает внутренне ему противиться. Фонвизин и представители революционной демократии шли к социалистическим и де мократическим идеям через одни и те же этапы. Фонвизин был солидарен с ними в главном — признание справедливости со циального равенства и неизбежности пере устройства общества на социалистических началах. Но непреодолимыми рубежами ос тались философский атеизм и материализм, а в области социально-политической —воп рос о народной революции. Но все это не умаляет его . теоретических достижений мыслителя, сумевшего преодолеть многие недостатки декабристской идеологии. С чувством восхищения, глубокого уваже ния к декабристу, видному мыслителю, за крываем мы его сочинения, заставляющие размышлять о мучительных поисках русской общественной мыслью действительно науч ной теории, объясняющей мир и пути его активного переустройства. Г. КУРСКОВА, кандидат исторических наук. Виктор Александровский. Теплый дождь. Повесть. Хабаровское кн. изд-во, 1982. Эта книга написана от лица главного ге роя, бывшего фронтовика Кузьмы Лушкина. Лушкин едет домой в поезде с юга, возвра щаясь из отпуска. Он специально поехал в поезде, чтобы еще раз.проехать тот путь, который он уже совершил однажды — один надцать лет назад. Тогда он впервые ехал после войны и двухлетнего лечения в гес- , питалях в тот, теперь по-настоящему став ший для него родным, город на Дальнем Востеке. Он намеренно выбрал далекий край и не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2