Сибирские огни № 10 - 1983
талась неодухотворенной. Что живое, безыскусное, откровенное чувство здесь и не ночевало. То самое чувство, которое, по замыслу поэта, должно было придать .его поэтической мысли цвет, тепло, живой тре пет. Нет, мысль осталась холодна и про зрачна. Осталась самой собой. А то, что ее по воле автора всунули в стихотворе ние, разбили на строчки,— ничуть не сдела ло ее ни глубже, ни оригинальней. Правда, есть движение, но — вхолостую! Глаголы — «спешат», «проснуться-оглянуться» —соз дают лишь иллюзию движения, но картина все та же. Так паровоз с испорченным кот лом свистит, окутывает себя облаками па ра и— ни с места. в стихотворении'не хватает «давления», не хватает нескольких «атмосфер» поэтиче ского чувства. А ведь поэт, казалось бы, старается изо всех сил. Посмотреть на прожитые дни Откровенно в лоб (!), глаза не пряча. И накручиваются все новые и новые хо лостые километры, а вокруг —та же сте рильная пустота: Посмотреть, какие ж е они, Стыд мой и веселая удача. Да, искренность не создашь из ничего. Она не может вырасти в стихотворении ни из ноток жестокого романса, ни из клят венных самозаверений. (Есть в жизни осо бое искусство — быть непринужденным. Если же человек старается быть таким — это сразу заметно. Напряжения, нарочито сти жестов — не скрыть. Так и в поэзии.) Натужная естественность поэтического голоса возникает не сама по себе. Она обусловлена тем, что поэт с самого начала стал в позу. Отсюда —неестественность и даже абсурдность поэтической мысли. Как это поэт умудрился посмотреть «в лоб» «на прожитые дня»? Ведь дня, скорее всего, по прошествии времени видны все-таки «со спины». Выходит, поэту пришлось для это го забежать спереди. Невольно вспомина ются предостережения Горация: «Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить». То есть — здраво мыслить. В противном случае поэтическая мысль (и без того лишенная «наполнителя» — непосред ственности лирического переживания) ста новится плохо управляемой. Как и получи лось в данный момент. Последняя строфа не спасает положения: В пальцах почку клена растереть. * С почек начинается планета. Начинаю явно молодеть. И меня устраивает это. Тут снова вопросы. Почему планета на чинается с почек, а, скажем, не с семян или зерен? Не от того ли, что именно им, поч кам, посчастливилось вдруг попасть в руки поэта? Избирательность автора обусловле на неким поэтическим кругом, в центре ко торого собственное «я». Конечно, в этом нет ничего плохого. Более того, так и долж но быть чаще всего в лирическом произве дении. Все невзгоды мира должны прохо дить через сердце поэта. Однако есть ма ленькое «но» —это пережитое должно быть близким каждому: непоэту, нехудожвику. То есть заранее должно быть «многоцеле вым». если можно так сказать, а не замк нутым в самом себе—как получилось у поэта. Его чувство не смогло преодолеть притяжения своего «я», не сумело выйти на орбиту читательского, людского сопере живания по той простой причине, что это «я» не сумело передать чувству - должной энергии. Заряд оказался слишком слабым. Отсюда и эта разряженная атмосфера, в. которой — искусственные вспышки эмоций, а они ни согреть, ни ранить по-настоящему не смогут ничье воображение. Кстати, эта атмосфера—■благодатная среда для косно язычия и двусмыслия. Например, в стихо творениях этого же поэта можно заметить такое: «Ухватить бы за перышки птицу, в опереньи ее улететь». Или: «И, мне кажет ся, я, как по нотам, не летаю, а просто живу». На мой взгляд, одна из бед Вячеслава Пушкина декларативность, риторичность. Сумеет ли он преодолеть эту инерцию — по кажет время. К сожалению, в сборнике (пя том по счету) не так уж много стихотворе ний, которые помогали бы развеять это со мнение. Многие провинциальные поэты подверже ны, на мой взгляд, одной очень серьезной литературной болезни. Суть ее в том, что автор не ощущает достаточно крепкой, кровной связи с прошлым, со своими ис токами духовной прочности, человеческой стойкости. Это особенно видно, когда поэт касается вопросов, само решение которых требует от него достаточно глубокого исто рического самосознания. Настолько прочно го, чтобы его не затуманила волна «вдох новения», стремления во что бы то ни ста ло выразить свое «я». Историческое само сознание-штука серьезная, и поэтому не удивительно, что этой серьезности как раз чаще всего не хватает молодым, начинаю щим поэтам. Вот стихотворение Ю. Жилиной «Чело век, израненный войной»'. У него лицо и тело в шрамах И виски покрыты сединой. Ста смертям смотрел в глаза он прямо, Человек, израненный войной. С самого начала поражает бесстраст ность автора, с какой он конструирует стро фу за строфой из штампованных газетных строк. Молодость — поры той нет дороже — Обошла солдата стороной. Он о многом рассказать вам может, Человек, израненный войной. Выходит — не было молодости? А как же тогда это: «Молнией небо расколото, пла м я— во весь горизонт. Наша военная мо лодость—Северо-Западный фронт»? Бы ла молодость, да еще какая! Ю. Жилина почему-то решила иначе. Она полагает, что у тех, кто встречал рассвет по колено в окопной воде, молодость в чем-то ущербней по сравнению с молодостью, не знавшей лишений и тяжких потерь. Подобный подход ничего общего с поэзией не имеет, ибо гра ничит с нравственной слепотой и бесчувст вием к человеческой трагедии. А ведь поэ зия прежде всего — наивысшая форма че ловеческого сопереживания. Но посмотрим, что же дальше.1 1 См. журнал «Байкал», 1982, № 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2