Сибирские огни № 10 - 1983
ции, не поменял свою прописку на столич ную? Ответ дает сама поэзия. Я из глубины России. Там все начинал с азов. По росе траву косил я, Натянув картуз отцов. На малиновой елани, У святого родника Я орудовал вилами, Ставил стог под облака. , Бия — быстрая дорога, от багра ладони жжет. Мой по бешеным порогам Пролетал кедровый плот. ‘ Этими строфами начинается одно из луч ших стихотворений поэта Георгия Конда кова, коренного жителя Алтая. На первый взгляд, поэт накрепко «¡прикован к траве околицы». И сюжет, и тема —чисто про винциальные. Но | глубина, естественность лирического чувства — неподдельны, ощу щение таежного пейзажа, которое накреп ко привязало бы иного поэта к его провин циальному «колышку», сообщает голосу Г. Кондакова своеобразную эмоциональную глубину, не могущую не вызвать ответного читательского сопереживания. И, кажется, летишь вместе с поэтом на плоту по алтай ской реке. И попадаешь далее в неторопли вую протоку воспоминаний: Там, в глубинке, пил я вволю Чистый воздух по утрам. Много лет работал в школе, Где в войну учился сам. Свой я этим перелескам, Этим ивам у реки. Ныне в каждой школе сельской Есть мои ученики. г Две последние строки окончательно ус покаивают течение поэтического чувства, придавая ему тот размах и ширину, кото рые заставляют начисто забыть о. том, что перед нами «провинциальный» поэт, а точ нее — поэт, живущий в глубинке. В двух последних строках — образное воплощение смысла человеческой жизни. Поет сумел сказать негромко, «о очень внятно о веч ном, непреходящем. ■ Голос поэта звучит здесь на той откро венной волне, которая дает ему -право быть достоянием всероссийской аудитории. И трудно сказать, что сталось бы с поэтом, если бы он оторвал себя от людей, с кото рыми прожита уже половина жизни, у ко торых он учился любить, верить, мечтать. Нет, «не бездарна та природа, не погиб еще тот край», и очень жаль, что нот долж ного почтения к провинции в статье иркут- ского поэта Анатолия Кобенкова. Да ведь именно от «провинциального» читателя и исходит безыскусность мироощущения — качества бесценного для истинного поэта. Без этого компонента поэзия мертва и дей ствительно провинциальна. Вспомним Фло бера: «Во всяких уловках и завязочках мы смыслим больше, чем когда бы то ни было. Нет, вот чего нам не хватает —внутренне го ,начала. Оно, это начало, в непосредственности мироощущения, мироощущения народного. Нравственно здорового и всегда оптимисти чного. В чем же его непосредственность? Во всем. Вот хотя бы такой пример. Идет с ра боты по улице сибирского шахтерского го родка еще нестарый человек в замасленной спецовке. Ветер проносит мимо то блеклые листья, то конфетные обертки. И вдруг юр кий, смелый городской воробей откуда-то сбоку —порх, у самой ноги. Человек при топнул ногой, рассмеявшись: —Ах ты, господи, чуть не наступил! В этом возгласе — такое естественное, необдуманное чувство! Не у каждого сто личного поэта есть в стихотворениях это жизнерадостное, бесхитростное ощущение, созвучие сердца и мысли. А ведь только подобное созвучие и делает поэзию близкой и понятной каждому. Любая неясность в восприятии поэтиче ского слова приводит к напряжению мысли, но отнюдь не сердца. Происходит нежела тельная перестановка. Работает ум, чувст ва же — в состоянии покоя. .Недаром же призывал великий учитель всех поэтов и критиков жечь именно сердца людей гла голом, а не мозг, не рассудок. Отсюда главное требование, предъявляемое к поэ зии,— безыскусность. Она не дает заплу тать поэтическому образу в лабиринтах читательских мыслей. Очень полезно, не мудрствуя лукаво, лю бому поэту посмотреть на себя со стороны глазами незнатока поэзии, но человека, как говорятся, трезвого, здравомыслящего. Хо тя бы глазами того же провинциального чи тателя. Как же поведет он себя, столкнув шись с такой вот аннотацией к поэтиче скому сборнику? «Поэт продолжает поиск более точных социально-психологических .координат свое го лирического героя... сюда вошли лучший стихотворения, написанные за 18 лет» Читатель поневоле готовится к серьезно му доверительному разговору с дальнево сточным поэтом, открывая его книжку (пя тую по счету). Вот одно из характерных для его почерка стихотворений — «Призна ние»: Начинаю явно молодеть! Устаю от старости грядущей. Зарекаюсь потревожить впредь Всех, кто есть, быстрей меня живущих. Сразу же настораживает нотка бодряче ства, самолюбования. И это самоуверенное словечко «явно». Пожалуй, довольно не скромно вот так прямо с порога. Но смот рим дальше. Может ли человек, молодея, уставать — «от старости прядущей?» Обыч ный человек —нет. Поэт же, желая во что бы то ни стало привлечь к себе внимание, пытается это сделать. И уже совсем непо нятно, как это возможно —переведем язык поэта на прешную прозу —не давать по коя все;и, кто живет быстрее поэта? Вольно или невольно делается ставка на то, чтобы ошеломить, потрясти слушателя своей «мя- тежностью» духа, «беспокойством» мьгслн. Отсюда — набор высоких, громких слов: «грядущий», «зарекаюсь», «всех, кто есть». И все это'—в одной строфе! Но чем даль ше в лес, тем больше дров. Пусть они стремятся из вчера. (?) Пусть спешат, едва успев проснуться. (1) Ну а мне, я чувствую, пора Приотстать и тихо оглянуться. В порыве мнимого вдохновения поэт йе замечает, что поэтическая мысль так и ос-* * Вячеслав Пушкин. Цветные сны. Дальиздат, Владивосток, 1981. Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2