Сибирские огни № 10 - 1983
Н. Карлагин НИКОГДА В ПРОРОКА НЕ РЯДИТЬСЯ, ИЛИ КРИ ТИКА -ЭТО МИРОВОЗЗРЕНИЕ В полемическом разговоре, начатом Р. Виноненом в статье «Трое в нимбах — герой, поэт, критик»1, очень злободневно звучит вопрос качества общероссийской по эзии. Особенно настораживает автора поло жение дел на ее периферийной ниве. По мнению автора, здесь сказывается нехватка критических сил, которые смогли бы выяв лять поэтов —хороших я разных, отсеи вать недоброкачественную, продукцию. Действительно, многое может критика. Говоря словами Чехова, критика — это мировоззрение, а, значит, она способна вое- питывать..не только читателей, но и поэтов. Критика призвана не только изучать, ана лизировать, сравнивать написанное, но и размышлять о том, каким образом матери ал, который лег в его основу, был пережит, прочувствован. В этом плане могут оказать помощь критике сами поэты. Ценность их мнения налицо не только в случае успеш ного решения затрагиваемых вопросов, но и в самом ходе анализа. Ибо не разрешая, а лишь затрагивая ту или иную проблему, поэт очень верно (сказывается непосредст венная «производственная» работа над по этическим словом) намечает границы «участка» исследования, на котором даль нейшие поиски критика дадут более глубо кие открытия. Иркутский поэт Анатолий Кобенков, про должая разговор, начатый Р. Виноненом, констатировал факт стойкого существова ния провинциального поэта, который «встал перед нами во весь рост, позволил рассмот реть каждую из морщинок на своей зауряд ной физиономии». Может, виноват сам «потребитель» — бе рет все подряд. Именно в этих грехах и об виняет жителей глубинки поэт А. Кобен ков: «Провинция тяготеет к сплетне, она согласна на то действие, в котором ей от водится роль постороннего наблюдателя (судьи, адвоката), само действие, полное неожиданностей, ее пугает».* * См. «Сибирские огни», 1982, № 9. Д62 Позволю себе не согласиться, с подобным утверждением, потому что как-то поневоле обидно за провинцию. Ведь за этим абст рактным для иркутского поэта понятием_- живые люди, которые выращивают хлеб варяг сталь, растят детей и тоже любят и хорошую песню, и стихи., и веселую частуш ку, то есть поэзию. Единственная «вина» их в том, что они обычно не искушены в вопросах современ ного поэтического процесса, в разного ро да «стилевых течениях» и прочих литера турно-критических тонкостях. Однако изве стно, что нравственно здоровое и духовно ясное слово не знает территориальных гра ниц, истинная поэзия никогда не требова ла от поклонников 'Особой читательской квалификации или «соответствующего» ин теллектуального уровня. До хорошей поэзии не нужно «дорастать» читателю, она всегда принимает его в свое лоно таким, какой он есть. Да, художественное слово призвано вос питывать самого неискушенного, «неподго товленного». Какова же обратная связь, а точнее — обратное влияние? ¡Вопрос этот кажется мне очень важным для осмысления истоков, питающих непровинциальнуго поэзию. По пытаюсь объяснить — почему. Самыми чут кими судьями были для Василия Белова его земляки, жители деревни Тимонихи. Это о них сказал Евгений Носов: «Иные, возможно, разбирали слова по складам, водя огрубелыми пальцами по строчкам. Тем паче перед лицом такого внимательно го, и беспристрастного читателя, ей-же-ей, невозможно, непростительно слукавить...» • Видимо, многое дает эта связь с провин циальным читателем и для непровинциаль- ного художника. Наверное, очень и очень многое лежит в основе мироощущения лю бого непровинциального поэта именно от провинции, от людей той местности, где, говоря словами С. Есенина, «мечтал по- мальчишески в дым». Проигрывает ли поэ зия от того, что поэт, живущий в провин-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2