Сибирские огни № 10 - 1983

Н. Карлагин НИКОГДА В ПРОРОКА НЕ РЯДИТЬСЯ, ИЛИ КРИ ТИКА -ЭТО МИРОВОЗЗРЕНИЕ В полемическом разговоре, начатом Р. Виноненом в статье «Трое в нимбах — герой, поэт, критик»1, очень злободневно звучит вопрос качества общероссийской по­ эзии. Особенно настораживает автора поло­ жение дел на ее периферийной ниве. По мнению автора, здесь сказывается нехватка критических сил, которые смогли бы выяв­ лять поэтов —хороших я разных, отсеи­ вать недоброкачественную, продукцию. Действительно, многое может критика. Говоря словами Чехова, критика — это мировоззрение, а, значит, она способна вое- питывать..не только читателей, но и поэтов. Критика призвана не только изучать, ана­ лизировать, сравнивать написанное, но и размышлять о том, каким образом матери­ ал, который лег в его основу, был пережит, прочувствован. В этом плане могут оказать помощь критике сами поэты. Ценность их мнения налицо не только в случае успеш­ ного решения затрагиваемых вопросов, но и в самом ходе анализа. Ибо не разрешая, а лишь затрагивая ту или иную проблему, поэт очень верно (сказывается непосредст­ венная «производственная» работа над по­ этическим словом) намечает границы «участка» исследования, на котором даль­ нейшие поиски критика дадут более глубо­ кие открытия. Иркутский поэт Анатолий Кобенков, про­ должая разговор, начатый Р. Виноненом, констатировал факт стойкого существова­ ния провинциального поэта, который «встал перед нами во весь рост, позволил рассмот­ реть каждую из морщинок на своей зауряд­ ной физиономии». Может, виноват сам «потребитель» — бе­ рет все подряд. Именно в этих грехах и об­ виняет жителей глубинки поэт А. Кобен­ ков: «Провинция тяготеет к сплетне, она согласна на то действие, в котором ей от­ водится роль постороннего наблюдателя (судьи, адвоката), само действие, полное неожиданностей, ее пугает».* * См. «Сибирские огни», 1982, № 9. Д62 Позволю себе не согласиться, с подобным утверждением, потому что как-то поневоле обидно за провинцию. Ведь за этим абст­ рактным для иркутского поэта понятием_- живые люди, которые выращивают хлеб варяг сталь, растят детей и тоже любят и хорошую песню, и стихи., и веселую частуш­ ку, то есть поэзию. Единственная «вина» их в том, что они обычно не искушены в вопросах современ­ ного поэтического процесса, в разного ро­ да «стилевых течениях» и прочих литера­ турно-критических тонкостях. Однако изве­ стно, что нравственно здоровое и духовно ясное слово не знает территориальных гра­ ниц, истинная поэзия никогда не требова­ ла от поклонников 'Особой читательской квалификации или «соответствующего» ин­ теллектуального уровня. До хорошей поэзии не нужно «дорастать» читателю, она всегда принимает его в свое лоно таким, какой он есть. Да, художественное слово призвано вос­ питывать самого неискушенного, «неподго­ товленного». Какова же обратная связь, а точнее — обратное влияние? ¡Вопрос этот кажется мне очень важным для осмысления истоков, питающих непровинциальнуго поэзию. По­ пытаюсь объяснить — почему. Самыми чут­ кими судьями были для Василия Белова его земляки, жители деревни Тимонихи. Это о них сказал Евгений Носов: «Иные, возможно, разбирали слова по складам, водя огрубелыми пальцами по строчкам. Тем паче перед лицом такого внимательно­ го, и беспристрастного читателя, ей-же-ей, невозможно, непростительно слукавить...» • Видимо, многое дает эта связь с провин­ циальным читателем и для непровинциаль- ного художника. Наверное, очень и очень многое лежит в основе мироощущения лю­ бого непровинциального поэта именно от провинции, от людей той местности, где, говоря словами С. Есенина, «мечтал по- мальчишески в дым». Проигрывает ли поэ­ зия от того, что поэт, живущий в провин-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2