Сибирские огни № 10 - 1983

безукоризненная. Но ведь, рядом сторожко идет и старовер! Вторая встреча. «Предзимье шестьдесят второго». Дивногорек. Сооружение Красно­ ярской ГЭС. Нужно сказать, что Прелов- скому удаются диалоги. Они немногословны, правдивы, раскрывают суть происходяще­ го. В Дивногорске поэт со старовером встречается на свадьбе. Он — «могучий, ог­ неволосый, в новом пиджаке», а рядом она—Маруся «тувинской юной смуглой красотою вся светится». Свадьба катится по «деревянненькому Дивногорску». Здесь- то и происходит разговор: — Так как ты — здесь? — Д ак просто: покидал тогда грунты — да на железный рудник, в бурильщики. Потом искал металл с геологами там же. А из рудных работ — вот, на бетоне... — Здесь-то как? — Дак вот любовь. В вагоне повстречались — из отпусков и оба налегках. Сошел я в Красноярске. Женихались полгода, ну и... все. __Ты счастлив? — Да! И вот над могучей рекой рни встречают зорьку: (двух рас родненье, двух надежд слиянье, двух жизней смысл), они из давних дней запомнились мне в золотом сиянье зажженных ими же огней над котлованом. Над Большой Сибирью. Над вековым дремучйм сосняком. Над старым бытом и над новой былью, что зреет, как зерно: одна — в другом. Третья встреча: «Предзимье семьдесят восьмого». Предбайкалье. Строительство од­ ной из станций БАМа возглавляет старо­ вер —осилил-таки инженерство. После пер­ вой встречи прошло двадцать лет и старо­ вер уже не на шутку сердится, что строят не совсем так, впопыхах —«торопим горо­ док». И вот семейное застолье,^ перед на­ ми один из витков естественной и загадоч­ ной спирали жизни: ...за большим столом, перед Марусей, что, как и муж, пошла с годами вширь, расселись — вперемежку: темный, русый — их собственная малая Сибирь. Сын — в мать: черныш, дочь — по отцу: рыжуха,— пять ребятишек. Плотная семья! Глядят вполглаза, слушают вполуха — как в юрте иль в избе у нас... Вот такие они; подбитые ветрами всех широт. ' сибиряки, сибирцы, сибиряне — подхватистый, пространственный народ! Возможно, с легкой руки поэта слово «сибиряне» вновь войдет в народ' и будет жить наряду со словом «сибиряки». Ведь чуткость Анатолия Преловского к родному языку, его вкус — неоспоримы. В беседе с корреспондентом «Комсомольской правды» Игорем Широковым, опубликованной в^этой газете 9 апреля 1983 года, Преловский по­ яснял строчки, приведенные выше, таким образом: «Сибиряне —это давнее самона­ звание сибиряков,' бытовало оно давно и недолго. Но вспомните самоназвание рус­ ских— россияне. И поглядите, как уместно суффикс («яне») передает сибирский про­ стор й широту. Подхватистый же —это не от слова «на подхвате», а от свойства че­ ловека подхватиться —и сразу в дело. Си­ биряки, как я их знаю,—люди скорые на подъем, на начинание, на деяние». Доба­ вим, что и сам поэт—скорый на подъем, и мир, о котором он говорит в своих произ­ ведениях, отнюдь не постигнешь, сидючи в четырех стенах квартиры. Для этого нужно идти в жизнь, участвовать в ней, а потом уже обращать к людям свои слова, выно­ шенные и поверенные жизнью. Что же ка­ сается определения «сибиряне», то из текста Свода поэм «Вековая дорога» можно по­ нять, что это в первую очередь люди, наде­ ленные даром к «пересозданию мира» та­ ких людей и принимает Сибирь, и живет ими! Свод поэм «Вековая дорога» выдвинут на соискание Государственной премии СССР 1983 года. На наш взгляд, такое выдвижение вполне оправдано. ♦ --- Од! Ц Сибирские огни № 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2