Сибирские огни № 10 - 1983

откуда — важность бедер иль плечей бойцовский разворот, откуда — острый разрезец глаз, откуда — вольный шаг, откуда — стать, откуда — говор пестрый... Сложи все вместе, станет: сибиряк... 6 Своде поэм «Вековая дорога», и осо­ бенно в поэме «Сибиряне», Анатолий Пре- ловский как бы поставил перед собой зада­ чу вплотную слиться с народом, не теряя собственной индивидуальности, проникнуть в дух народной мысли, народной мечты, на­ родных чувств. Его совершенно не трогает ' игра в слова или приверженность к каким- то конъюнктурным моментам —все это он оставляет «мальчикам в забаву», впадаете «неслыханную простоту». А ведь за поэтом стоит большая школа стиха, он знает цену неожиданному образу, метафоре, звуковому письму. Поэзия понимается так, как в свое время стремился ее истолковать И. Бунин: Поэзия не в том, совсем не в том, что свет Поэзией зовет. Она в моем наследстве. Чем я богаче им, тем больше я поэт. Я говорю" себе, почуяв темный след Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве: — Нет в мире разных душ, и времени в нем нет! Время действительно не имеет границ, когда человек чувствует свою кровную связь с прошлым, с наследством, в приметах се­ годняшнего дня и сегодняшних свершений цидит черты грядущего, своих далеких потомкоё. Движение от истоков своих предков во времени, когда еще «до Ермака лет за сто (или раньше?) Русь за Урал ходила, как домой!»,—движение в пространстве, всмат­ ривание в сотни судеб людей, связанных с Сибирью, и в свою личную судьбу, перепле­ тение крупных планов, когда внимание поэ­ та привлекают подробности движения одно­ го человека, и быстрая смена «кадров» — все это .есть в поэме Анатолия Преловского «Сибиряне», это вносит в нее дух историз­ ма и художественной достоверности. Спо­ койно-ламинарное течение жизни сменяется взвихренно-турбуленгным. Комсомольские стройки Сибири 50-х и бо­ лее поздних годов—на многих из них поэт работал лично, вносил свою лепту во всена­ родное дело по пересозданию мира. Вот что говорит поэт, погружаясь в раздумье на плотине Братской ГЭС, о бригадире мон­ тажников, бесстрашном Борисе Гайнулине: Мы были люди одного призыва, да разных — и работы и судьбы. Но как взгляну с плотины — вижу город: за ним встают иные города, и каждый — комсомольский. Каждый молод, как мы, кто начинали их тогда на Ангаре. Вот. здесь! Преловский зн.ал Бориса Гайнулина, как знает многих сегодняшних комсомольцев-ба- мовцев и участников других строек. Невоз­ можно читать спокойно строки поэмы, в ко­ торых говорится о Борисе: ...Когда жестокий случай швырнул его на камни со скалы, не сдался он беде. И не сдавался небытию, на много лет прикован к коляске инвалидной,— и тогда руководил прославленной бригадой. До смёрти. До последнего движенья. Он и лежит в артельной тесноте звездастых самодельных обелисков, как будто и в земле Борис не может без чувства локтя, как и на земле... Судьбы таких людей, как Борис Гайну- лин, позволяют поэту обратиться к иным по­ колениям молодых от имени поколения сво­ его: ...Мы щедро заплатили, чтоб этот край оплотом жизни стал — могучим, небывалым расселением приращены к России даль и ширь. Моим разноплеменным поколеньем и1под землей укреплена Сибирь. Строительство нынешнего БАМа —новая легендарная страница в истории освоения Сибири. Преловский ревниво следит за этой стройкой, обращается к ее людям не только в поэме «Сибиряне», но и в других поэмах Свода. В «Сибирянах» он рисует образ «не­ утомимого, яростного болгарина» Колерова Николы—«сына коминтерщика», коммуни­ ста, командира одного из изыскательских отрядов «довоенного БАМа». Впоследствии Коларову Николе «болгарский транспорт был... обязан железным ритмом роста». И уже оттуда, из Болгарии, с вечерней Щип­ ки, в размышлениях над судьбами двух братских народов, зоркому взгляду поэта . становится «далёко видно с вершины об­ щих битв и общих дел!» Интернациональный -характер освоения Сибири — ведущая тема заключительной поэмы Свода «Вековая дорога». Новый БАМ строят представители ’всех республик нашей страны. Это даже отражено в назва­ ниях БАМовских станций: С грузинской Нин начат новый ход примагистральных станций по простору —» украинским Ургалом в свой черед продолжился, его продлили споро молдавская Алонка, Солонй таджикский — успевай считать народы, что помочанами в страду своей родни пришли в Сибирь' поселки и заводы растить для блага всех. К удаче автора’В поэме «Сибиряне» сле­ дует отнести образ пария-старовера (его имени поэт не называет, но образ этот в поэме прорисован подробно и четко, к нему Преловский обращается в трех главах поэ­ мы). Через этот образ как бы показано движение старой Сибири к новой жизни, а ведь это. движение идет через пересоздание судеб конкретных людей. Первая встреча со старовером. t «Предзи­ мье пятьдесят седьмого». Строительство -Южсиба. Здесь-то и появляется перед на­ чальником отдела кадров «могуч, рыжево­ лос», «сибирский недоросль»,— он выходец из староверческой семьи. Его отец, узнав о желании сына «пробиться в инженерство», в наследство ему дает только проклятие. Однако сибирячок-старовер оказался не из хлипких и не из пугливых — путь свой он начал к инженерству со шпал Южсиба, с нуля, подсыпая балласт, когда ...поезд об одной платформе с сипом и с паром по нетвердым рельсам шел — сторожко, как зверье по гатям ходит... Уже этот первый поезд, «сторожко, как зверье по гатям», идущий по насыпи, до­ рого стоит. Здесь точность невыдуманная и -'НТО ЭМИЗ?- 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2