Сибирские огни № 10 - 1983
мечту его выебко возносила, питала доблесть и перо вела?.. (Выделено мной.— В. К ) 1 В своем произведении поэт выходит за ра-мки локально сибирского материала, ибо «мир пересоздать»—это задача общечело веческая, интернациональная. Пересоздать его на принципах доброты, справедливости и гуманности. Мы знаем, что в Шушенском Ленин много думал об организации партии нового типа, здесь им было написано более тридцати произвдений, и среди них «Раз витие капитализма в России», «Задачи рус ских социал-демократов», «Наша програм ма», «От какого наследства мы отказыва емся»-. Ленин- не оказался безучастным и к си бирской природе— не будет слишком боль шой смелостью сказать, что она оказала влияние на дальнейшее формирование его характера, наряду с фактами из жизни тог дашнего местного сибирского населения способствовала складыванию его взглядов на Россию в целом. ¡В письме к матери от 18 мая 1897 года, рассказывая об окрестностях своего нового невольного места жительства, он писал: «На горизонте —Саянские горы или отроги их; некоторые совсем белые, и снег на них едва ли когда-либо стаивает. Значит, и по части художественности кое- что есть, и я недаром сочинял еще в Красно ярске стихи: «В Шуше, у подножия Сая- на...», но дальше первого стиха ничего, к со жалению, не сочинил ! » 1 Вот ведь как по влияла сибирская природа на величайшего теоретика, философа и мыслителя в его душе заговорили струны лирические. Под воздействием природы Сибири, ее климата, среди ее равнин, плоскогорий, гор ных кряжей и великих рек, в конкретных ис торических условиях, отнюдь не идилличе ских, формировался и продолжает формиро ваться и развиваться так называемый си бирский характер. Именно об этом процес се формирования и развития характера главным образом говорит поэт Анатолий Преловокий в поэме «Сибиряне». Ни для ко го не секрет, что имя «сибиряк» притягива ет к себе как магнитом. У нас, да и не толь ко в нашей стране, оно воспринимается чуть ли не как символ всемогущего человека, вос принимается с той надеждой и доверием, с которой воспринималось понятие «русский богатырь»—он добр и справедлив к людям родной земли и ее друзьям, он непреклонен и грозен по отношению к врагам своей от чизны Недаром в песне сибирских дивизий периода Великой Отечественной войны есть такие строки: «Сибиряк —это грозное слово трепетать заставляет врага». Не будем впадать в идеализацию. В Си бирь приходили разные люди, но такие чер ты характера, как сердечность, непреклон ность, доброта и быстрота реакции все же имели решающее значение, закреплялись и передавались из поколения в поколение. В понятие «сибиряк» наряду с русскими вно сили свою частицу лучшие люди всех наро дов и народностей нашей страны во все вре мена. Изначально характер этот формиро вался как интернациональный. В поэме есть страницы, красноречиво подтверждающие эту мысль. «В. И. Л е н и н . ПСС, т. 55, стр. 35. Ну, например, такой эпизод, довольно-та-< кй жесткий, из того времени, когда «смыка ясь в оружейные ряды, подвигнулась Сибирь беде навстречу. Штыками ощетияясь, как тайга—сушинами, отцы и братья наши на смертный бой, на общего врага шли от стан ков, от промыслов и пашен — такой был си лы этот встречный ход войне и смерти, что в тылу глубоком мы понимали: это встал н а р о д в противоборстве правом и жесто ком. Мы в первый класс вошли, когда война уже гуляла вдоль по всей России». Дети в тылу вели свою войну—за справедливость, за право оставаться человеком, давая отпор наглости и звериным чувствам, которые по рой пробуждались в трудных условиях жиз ни, в этом никакого секрета нет, особенно среди подростков. Такие мальчишки защити ли своего сверстника Гришку от издеватель ства, насмешек, унижения. Поэт об этом времени говорит: ...Ах, сколько смуглых и раскосых, чернявых, рыжих, белобрысых — всех, всех нас! — война тогда объединила в неполной средней школе, где на грех, черт знает что тогда происходило. Но там уроки первые добра и противленья злу, как в драке свальной, нам жизнь давала, гражданам двора на улице «Интернациональной»... Примечательно то, что в художественном произведении автор счел необходимым к процитированным строкам сделать в сноске такого рода пояснение: «На этой улице дей ствительно стояла 1 -я (русско-татарская, как ее называли) школа в Заложном пред местье Якутска». Среди событий, происходивших в шко ле на улице Интернациональной, поэт выде ляет такие, через которые ему удается де лать обобщения, делиться сокровенными мыслями с читателями, обращаться к их со чувствию, надеяться на понимание. А защи- .та конкретного Гришки становится защитой Человечности. Поэзия, стремление пробуж дать «чувства добрые» обретают живую плоть: И если Гришка был еще не друг, то те, кто бил,— все были нам врагами. Плечом к плечу; татарин и якут, эстонец и украинец, кореец и русский,— мы сплотились тут, как на себя, на ближнего надеясь. Из жизненного материала,, из личных на блюдений, из жизненного о-пыта, пропущен ных через священное горнило поэзии, поэт делает выводы, которые распространяет и на Сибирь, и на Россию в цедом: Я был открыт для дружбы, и со мною дружили без корысти. С детства мне: «Россия есть явленье составное»,— внушала жизнь. Согласен с ней. Вполне. Порою, сидя в родовом застолье, гляжу на лица, дорогие мне: Сибирь в них отразилась, как раздолье для встречи рас —как будто бы вчерне, в набросках пробных Время нам являет тот облик человека, что оно для будущего слепо составляет. Но разобраться-то немудрено, откуда — монголоидные скулы иль смоль волос, откуда — синь очей, откуда — проохотничья сутулость.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2