Сибирские огни № 10 - 1983

Доброжелательно и вместе с тем требова­ тельно, анализирует произведения молодых поэтов и прозаиков, включенных в сборник «Прикосновение», Виктория Дубровская в обстоятельной статье «Продолжение следу­ ет». Очень небольшая по объему статья Ивана Березюка «Звезды родной стороны» не только дает достаточно полное представ­ ление о творческом пути Льва Квина, но и воссоздает облик своеобразного писателя, знакомит с эпизодами его очень насыщенной событиями жизни. Когда читаешь хронику жизни и творчест­ ва Василия Шукшина, составленную Лиди­ ей Муравинской, то первое ощущение, кото­ рое испытываешь, формулируется словами: «Захватывающе интересно». Кому-то, воз­ можно, такая оценка покажется неподходя­ щей для материала, обозначенного сухим словом «хроника», но это именно так. Ог­ ромная работа чувствуется за этой «Хрони­ кой...», причем, конечно, не просто состави­ тельская или «регистраторская». После всего, что написано и опубликовано о В. Шукшине, трудно чем-то удивить чита­ теля. Л. Муравинской это удалось: в ее хронике возникает образ уникального чело­ века, щедро наделенного талантами писате­ ля, режиссера, актера, в каждой своей ипо­ стаси глубоко народного. Такая хроника очень нужна и будущим биографам и исследователям В. Шукшина, и миллионам (не преувеличивая!) читате­ лей,— она поможет им полнее представить подвижническую работу, скрытую за кажу­ щейся легкостью, с которой все давалось талантам В. Шукшина. Эту хронику стоило бы расширить и издать отдельной книгой: широкая читательская аудитория сказала бы издательству, выпустившему такую кни­ гу, сердечное спасибо. Привлекает внимание обзорная статья Павла Забелина «Стихи: рождаются или делаются?», в которой критик взялся за труднейший жанр литературного обозрения, анализируя сделанное поэтами Алтая. От­ давая должное и эрудиции автора, и мно­ гим его мыслям, нельзя не упрекнуть его за предвзятость ряда избранных им критериев. Я не могу возражать читателю П. Забелину, если он относит к числу своих любимых поэтов Николая Рубцова, Алексея Прасоло­ ва, Юрия Кузнецова — право любого чело­ века выбирать поэтов по своему вкусу, но, думаю, многие не согласятся с попыткой критика П. Забелина измерить достижения и промахи очень разных поэтов аршином, размеченным, как уверяет П. Забелин, в со­ ответствии с воззрениями любимых им поэ­ тов. Ничуть не умаляя вклада Николая Руб­ цова в русскую поэзию, хочу спросить: поче­ му только Н. Рубцов и А. Прасолов «поэты милостью божьей»? Почему Юрий Кузнецов «сдмый необузданный по чувствам поэт», ^является подлинным открытием де­ сятилетия»? Разве в русской советской поэ­ зии больше не на кого равняться? И можно ли «измерять» достижениями одного, двух или трех поэтов сделанное поэтами за по­ следнее десятилетие? Ведь Н. Рубцов ушел из'жизни в январе 1971 года, через год не стало А. Прасолова, то есть уже более де­ сятилетия русская поэзия, впитав бесспор­ ные достижения и Н. Рубцова, и А. Прасо­ лова, продолжает свое движение во време­ ни, а критик по-прежнему ведет отсчет от произвольно избранной им точки. Через всю статью проходит противопоставление поэзии истинной, «тихой», по определению автора, и поэзии громкой. Не могу поверить, что все многообразие голосов сегодняшних поэ­ тов сводится всего лишь к двум этим разно­ видностям. Мне кажется, было бы гораздо логичнее и точнее делить поэтов не на «тихих» и «громких», а на хороших и плохих. ...Прочитан и не раз перечитан годовой комплект «Алтая» за 1982 год. Немало сде­ лано, многое предстоит сделать. В числе по­ ка не решенных задач —очерк на страницах альманаха. В рецензируемых номерах роль очерка «возложена» на путевые записки и воспоминания о путешествиях. А ведь очерк — .жанр удивительно разносторон­ ний: в его арсенале — очерк-исследование, как социологическое, так и психологическое, очерк проблемный, поднимающий вопросы значительного масштаба, очерк-портрет (именно портрет, а не перечень достижений персонажа), очерк, фиксирующий достиже­ ния нашего времени. Но вряд ли нужно де­ тализировать и эту задачу, и другие — ред­ коллегия, бесспорно, имеет продуманную программу действий. Ведь литературный процесс даже в самые благоприятные мо­ менты никогда не дает поводов для само­ успокоенности: жизнь выдвигает все новые и новые задачи и проблемы, нет пределов художественному совершенству. Представляется существенным, что при всех просчетах ряда опубликованных произ­ ведений, страницы альманаха дают пред­ ставление о полнокровной литературной жизни края, о многих одаренных авторах, опытных и начинающих, работающих в изб­ ранном направлении. Работа литераторов до поры до времени незаметна — кто-то вынашивает замысел будущей книги, кто-то собирает материал, кто-то уже ' сидит за письменным столом. Это значит, что большой отряд литераторов Алтая —в пути. А старая народная муд­ рость верна и для нашего времени: дорогу осилит идущий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2