Сибирские огни № 10 - 1983
Доброжелательно и вместе с тем требова тельно, анализирует произведения молодых поэтов и прозаиков, включенных в сборник «Прикосновение», Виктория Дубровская в обстоятельной статье «Продолжение следу ет». Очень небольшая по объему статья Ивана Березюка «Звезды родной стороны» не только дает достаточно полное представ ление о творческом пути Льва Квина, но и воссоздает облик своеобразного писателя, знакомит с эпизодами его очень насыщенной событиями жизни. Когда читаешь хронику жизни и творчест ва Василия Шукшина, составленную Лиди ей Муравинской, то первое ощущение, кото рое испытываешь, формулируется словами: «Захватывающе интересно». Кому-то, воз можно, такая оценка покажется неподходя щей для материала, обозначенного сухим словом «хроника», но это именно так. Ог ромная работа чувствуется за этой «Хрони кой...», причем, конечно, не просто состави тельская или «регистраторская». После всего, что написано и опубликовано о В. Шукшине, трудно чем-то удивить чита теля. Л. Муравинской это удалось: в ее хронике возникает образ уникального чело века, щедро наделенного талантами писате ля, режиссера, актера, в каждой своей ипо стаси глубоко народного. Такая хроника очень нужна и будущим биографам и исследователям В. Шукшина, и миллионам (не преувеличивая!) читате лей,— она поможет им полнее представить подвижническую работу, скрытую за кажу щейся легкостью, с которой все давалось талантам В. Шукшина. Эту хронику стоило бы расширить и издать отдельной книгой: широкая читательская аудитория сказала бы издательству, выпустившему такую кни гу, сердечное спасибо. Привлекает внимание обзорная статья Павла Забелина «Стихи: рождаются или делаются?», в которой критик взялся за труднейший жанр литературного обозрения, анализируя сделанное поэтами Алтая. От давая должное и эрудиции автора, и мно гим его мыслям, нельзя не упрекнуть его за предвзятость ряда избранных им критериев. Я не могу возражать читателю П. Забелину, если он относит к числу своих любимых поэтов Николая Рубцова, Алексея Прасоло ва, Юрия Кузнецова — право любого чело века выбирать поэтов по своему вкусу, но, думаю, многие не согласятся с попыткой критика П. Забелина измерить достижения и промахи очень разных поэтов аршином, размеченным, как уверяет П. Забелин, в со ответствии с воззрениями любимых им поэ тов. Ничуть не умаляя вклада Николая Руб цова в русскую поэзию, хочу спросить: поче му только Н. Рубцов и А. Прасолов «поэты милостью божьей»? Почему Юрий Кузнецов «сдмый необузданный по чувствам поэт», ^является подлинным открытием де сятилетия»? Разве в русской советской поэ зии больше не на кого равняться? И можно ли «измерять» достижениями одного, двух или трех поэтов сделанное поэтами за по следнее десятилетие? Ведь Н. Рубцов ушел из'жизни в январе 1971 года, через год не стало А. Прасолова, то есть уже более де сятилетия русская поэзия, впитав бесспор ные достижения и Н. Рубцова, и А. Прасо лова, продолжает свое движение во време ни, а критик по-прежнему ведет отсчет от произвольно избранной им точки. Через всю статью проходит противопоставление поэзии истинной, «тихой», по определению автора, и поэзии громкой. Не могу поверить, что все многообразие голосов сегодняшних поэ тов сводится всего лишь к двум этим разно видностям. Мне кажется, было бы гораздо логичнее и точнее делить поэтов не на «тихих» и «громких», а на хороших и плохих. ...Прочитан и не раз перечитан годовой комплект «Алтая» за 1982 год. Немало сде лано, многое предстоит сделать. В числе по ка не решенных задач —очерк на страницах альманаха. В рецензируемых номерах роль очерка «возложена» на путевые записки и воспоминания о путешествиях. А ведь очерк — .жанр удивительно разносторон ний: в его арсенале — очерк-исследование, как социологическое, так и психологическое, очерк проблемный, поднимающий вопросы значительного масштаба, очерк-портрет (именно портрет, а не перечень достижений персонажа), очерк, фиксирующий достиже ния нашего времени. Но вряд ли нужно де тализировать и эту задачу, и другие — ред коллегия, бесспорно, имеет продуманную программу действий. Ведь литературный процесс даже в самые благоприятные мо менты никогда не дает поводов для само успокоенности: жизнь выдвигает все новые и новые задачи и проблемы, нет пределов художественному совершенству. Представляется существенным, что при всех просчетах ряда опубликованных произ ведений, страницы альманаха дают пред ставление о полнокровной литературной жизни края, о многих одаренных авторах, опытных и начинающих, работающих в изб ранном направлении. Работа литераторов до поры до времени незаметна — кто-то вынашивает замысел будущей книги, кто-то собирает материал, кто-то уже ' сидит за письменным столом. Это значит, что большой отряд литераторов Алтая —в пути. А старая народная муд рость верна и для нашего времени: дорогу осилит идущий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2