Сибирские огни № 10 - 1983
Досаду вызывают рассказы Валерия Зо лотухина «Как скажу, так и было* или этюд о беглой гласной» и «Поздно, Рита, ты по любила вора». «Рассказ бывшего админист ратора». В. Золотухин — и он доказал это — владеет словом, хорошо чувствует стиль. Тем обиднее, что первый его рассказ производит впечатление стенограммы обычного номера театрального капустника; но перед таким номером стоят совсем другие задачи, неже ли перед литературным произведением, и рассказ, построенный как воспоминание о В. Высоцком, коробит развязностью и фа мильярностью дона. На нетребовательного зрителя, именно зрителя, а не читателя, рас считана и вторая вещь, которой в комизме ситуации не откажешь, но и рассказом ни как не назовешь. Вряд ли добрую услугу оказала автору редакция этой публикацией. А вот рассказ Феликса Кудыка «Алеш кин родник», уступающий по некоторым формальным компонентам рассказам В. Зо лотухина, рождает в душе добрые чувства. В эпизоде военных учений раскрываются че ловеческие качества советских воинов, хоро шо прослежено нерасторжимое единство таких сторон характера, как доброта — и воинская доблесть, сила — и забота о не знакомых людях, которым пригодится в безводной степи родник, вызванный к жиз ни нелегким солдатским трудом. Да и не только о людях тут забота: «Звери, нако нец! Птицы!» — восклицает Женька, и с ним соглашаются все. Рассказ привлекает досто верностью изображения, точными деталями, которые убеждают, что автор не понаслыш ке знает то, о чем пишет. В каждом из номеров альманаха читате ля ожидает встреча со стихами. Редакция, как правило, стремится к разнообразию в их «подаче». В годовом комплекте «Алтая», помимо уже упоминавшихся публикаций со ветских поэтов немецкой национальности, есть подборка «Стихи молодых поэтов За- ринска», стихотворные циклы известных поэ тов и делающих лишь первые шаги. Альманах соблюдает добрую традицию — предпосылает стихам краткие сведения об авторах. Некоторые аннотации завершаются стандартной строчкой: «В альманахе высту пает впервые». Литература и стандарт —понятия несов местимые, но такой стандарт радует: это значит, что редакция ведет повседневный поиск, и страницы альманаха, как это и должно, становятся взлетной площадкой для начинающих. В стихах заринских поэтов отчетливо зву чит биографическая «нотка»; в них сквозит законная гордость своим трудом, делами своих рук, разума, сердца. Юрию Кузьмину каждый день дарит возможность ощутить себя в общем строю с земляками; ' Мой город, спецовку надень.' Пора нам с тобой за работу. Большую земную заботу Несет наступающий день. Ему восторженным восклицанием отзыва ется Николай Степанов-: Нет прекрасней земли, на которой живешь! Биография солдата ,1 . прошедшего фрон товыми дорогами Великой Отечествен ной, долгий трудовой путь («Я сорок лет в среде рабочих, а сорок лет — не сорок дней!») угадывается за строками Сергея Вольферца, которому «даль поэзии откры лась, и потянулась к ней душа». Ощущаешь право, автора на обязывающую деклара цию: Я через жизнь любовь и веру К тебе, поэзия, принес. И не раскаюсь, не напрасно Я трудным шел к тебе путем, Давно наш мир — большой и властный —* Гудит в движении твоем!!! Стихи уже известных поэтов —Николая Черкасова, Владимира Башунова, Игоря Пантюхова, Виталия Шевченко,—'Сближает позиция лирического героя. Более того, можно, не боясь натяжки, сказать, что лири ческий герой каждого поэта при всей своей несхожести с другими несет свои «родовые» признаки. Это — активная позиция созида теля, строителя, работника, это чувство личной ответственности за все на Земле. Через стихи Игоря Пантюхова красной нитью проходит мысль о хлебе, как основе всей жизни. И поэт напутствует хлебороба, который в натруженных ладонях баюкает спелое зерно: Всего живого на Земле начало — в твоих руках, держи, не урони! Ощущение гармонии человека и природы, наполненности человеческого существования выразил Виталий Шевченко поэтической формулой; «Я с жизнью, словно с песнею, в ладу!» Не это ли чувство вызвало у Владимира Башунова признание: Одна земля, одна ранимая душа, одна на всех судьба! Но не только добрых слов заслуживает поэтический раздел «Алтая». Снижает впе чатление не всегда строгий подход —зача стую в подборках одного и того же поэта соседствуют с удачными стихами явно про ходные, случайные. И здесь упрек нужно адресовать как авторам, так и редакции. К слову сказать, это относится и к при влекательным в целом детским стихам В. Новичихиной, В. Тимофеевой, В. Нечуна- ева—-их строки не всегда равноценны. На страницах альманаха представлена не только, лирика, но и эпическая поэзия. С поэмой «Дежнев в Москве» выступил Ген надий Володин, плодотворно работающий как переводчик с алтайского, тувинского, немецкого языков. Серьезный замысел ав тора— показать, как отходит от идеи царя Семен Дежнев, убеждаясь в жалкости, огра ниченности самодержца,—•реализован дале ко не полностью: описательность, бледно очерченные герои делают произведение дек ларативным, а потому и малоубедительным. Раздел критики и литературоведения во многом дополняет лицо альманаха, на его страницах порой появляются яркие, инте ресные статьи. В числе их — статья Виктора Горна «Ма некены и заведомые истины» о романе Евг. Евтушенко «Ягодные места». В. Горн ведет нелицеприятный разговор, озабоченный раздумьями о путях развития советской ли тературы. В чем-то позиция В. Горна вызы вает возражения. Но его позиция именно такова. Он ее доказательно аргументирует, и дальнейшая дискуссия пойдет только на пользу дела.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2