Сибирские огни № 10 - 1983

изобразительном искусстве, и оно не мино­ вало Голубина. И это полотно воспринима­ ется скорее как двойной портрет, чем сю­ жетное произведение. «Портрет.девочки с.куклой». Это — пле­ мянница художника Ангелина. Девочка только что прервала игру, присела озабочен­ но на краешек табуретки и взглянула на нас. В портретной композиции фактически нет действия, суть ее в настроении. И глав­ ное — лицо. Все сосредоточено на внут­ реннем мире милого, наивного существа. Многие из рисунков Голубина имеют не только рабочее значение, но и самостоя­ тельную художественную ценность. Среди них выделяется прежде всего «Портрет Оли Колье». Да, портрет, хотя он выполнен на маленьком листике бумаги! Какое глубокое проникновение во внутренний мир девуш­ ки! Сколько в ней чарующей прелести, све­ жести, нравственной чистоты! Кто знает, о чем она думает, о чем мечтает? Может быть, вспомнила что-то грустное? Трудно сказать... Но еще труднее остаться равно­ душным. Этот портрет являет собой совершенство графической техники С. И. Голубина, объе­ диняющей острую наблюдательность и ар­ тистизм точного, выразительного рисунка. Размытые мягкие линии в верхней части листа переходят в четкий, тончайший, схо­ дящий на нет штрих внизу, чуть намеченный контур одежды как будто растворяется в белом поле бумаги. Скупые, но безукориз­ ненно точные линии под стать серовским. Оля Колье — одна из страниц драмати­ ческой судьбы художника. Когда он препо­ давал в одном из учебных заведений Ле­ нинграда, там училась девочка Оля (это было в первые послереволюционные годы). В класс приходила плохо умытая, непри­ чесанная. Сергей Иванович стал расспраши­ вать ее и узнал, что мать и отец девочки умерли, она осталась одна и живет в тя­ желых условиях. Сговорившись с женой, Екатериной Викентьевной Борткевич, Голу- бин решил взять девочку к себе, и она про­ жила в их семье несколько лет. Потом вы­ шла замуж. Когда в 1927 году Сергей Ива­ нович переехал в Томск, сюда на время отпуска приезжала Оля со своим малень­ ким сыном. Муж У нее умер. Оля прислала несколько писем из Ленинграда — она на­ меревалась уехать на новую работу в Фин­ ляндию. После этого вестей от нее не было. Сергей Иванович долго ее искал, наводил справки, но безуспешно... Кроме этих «детских» работ С. И. Голу­ бина, известны «Портрет матери с сыном» (1924), «Детский портрет» (1929). На вы­ ставке Томского филиала АХРР в 1928 го­ ду демонстрировались еще . два портрета девочек. Что это за портреты и где они те­ перь находятся, к сожалению, неизвестно. Голубин любил детей, и они отвечали ему взаимностью. А это говорит о многом. В. Сухомлинский считал, что человечность, сердечность, доброта любого человека изме­ ряются тем, как относятся к нему дети. «Тот, кого любят дети,—- писал он,— на­ стоящий человек. Детей никогда не обма­ нешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица. Они чувствуют и распоз­ нают фальшь, ненавидят притворство». ЯКОВ: ОБРАЗ И ЧЕЛОВЕК. «Портрет крестьянина» (в отдельных ис­ точниках — «Портрет колхозника» или «Портрет крестьянина Якова») был написан С. И. Голубиным в 1929 году, когда в со­ ветском изобразительном искусстве впервые разрабатывались разные виды портрета (портрет-тип, портрет-картина). Среди тех, кто практически решал эти проблемы, был и художник Голубин. В том же году появившийся на выставке Томского филиала АХРР «Портрет крестья­ нина» не был понят критикой. Отмечалось, что лишь по подписи в нем можно узнать крестьянина. Только двадцать лет спустя его причислили к сокровищам Томского краеведческого музея, дали ему истинную оценку. М. П. Сокольников: «Живший в Сибири художник С. И. Голубин (1870—1956) из Томска также был в свое время учеником Репина. Глубокий по характеристике и тон­ кий по мастерству «Портрет колхозника», написанный им еще в 1929 году,— одно из превосходных произведений этого жанра» («Изобразительное искусство РСФСР- 1917—1957 гг.»; том 2). Л. С. Зингер: «Следует особенно под­ черкнуть, что встречавшие одобрение зри­ телей портреты рабочих и колхозников бы­ ли созданы в конце 20-х — начале 30-х годов Мастерами не только Москвы и Ле­ нинграда, но и других городов Российской Федерации... Проникновенный, психологиче­ ски выразительный образ молодого совет­ ского крестьянина-общественника создал художник из Томска, ученик Репина С. Го­ лубин в «Портрете колхозника» («Портрет в русской советской живописи»), Я уже говорил, что в основе лучших порт­ ретов С. И. Голубина всегда определенный человек, существовавший в реальной дейст­ вительности. Этот портрет художник писал с челове­ ка, с которым был хорошо знаком, знал и понимал его крестьянские заботы, имел полное представление о его характере, сла­ бостях и привычках. Это позволило создать новый образ крестьянина — не забитого, темного, мрачного, злого, а открытого, чест­ ного, умного и далеко не простого. Кресть­ янская степенность передается позой и пе­ реплетенными сильными пальцами, взглядом серьезных, бесхитростных, немного усталых, покрасневших глаз. Потрепанный полушу­ бок не может скрыть могучего телосложе­ ния. Крепкие мужицкие руки полны затаен­ ной силы и, энергии. Наверняка этим рукам знакома не только твердость черенка лопа­ ты и вил, но и шуршащая легкость книжных страниц. Сибирский живописец сумел внести в портрет своего современника ту степень об­ общения, которая дает возможность видеть в нем типический образ человека определен­ ной эпохи. Такого крестьянина раньше не было и не могло быть. Это — символ ново­ го, торжествующее утверждение современ­ ного образа. Голубину удалось проникнуть в тайники души крестьянина, заострить как раз те его черты, которые поначалу оказались непо­ нятыми: мужественность и силу, характер и интеллект, сочетание собранности, рассу­ дительности и внутренней свободы. Это,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2