Сибирские огни № 10 - 1983
изобразительном искусстве, и оно не мино вало Голубина. И это полотно воспринима ется скорее как двойной портрет, чем сю жетное произведение. «Портрет.девочки с.куклой». Это — пле мянница художника Ангелина. Девочка только что прервала игру, присела озабочен но на краешек табуретки и взглянула на нас. В портретной композиции фактически нет действия, суть ее в настроении. И глав ное — лицо. Все сосредоточено на внут реннем мире милого, наивного существа. Многие из рисунков Голубина имеют не только рабочее значение, но и самостоя тельную художественную ценность. Среди них выделяется прежде всего «Портрет Оли Колье». Да, портрет, хотя он выполнен на маленьком листике бумаги! Какое глубокое проникновение во внутренний мир девуш ки! Сколько в ней чарующей прелести, све жести, нравственной чистоты! Кто знает, о чем она думает, о чем мечтает? Может быть, вспомнила что-то грустное? Трудно сказать... Но еще труднее остаться равно душным. Этот портрет являет собой совершенство графической техники С. И. Голубина, объе диняющей острую наблюдательность и ар тистизм точного, выразительного рисунка. Размытые мягкие линии в верхней части листа переходят в четкий, тончайший, схо дящий на нет штрих внизу, чуть намеченный контур одежды как будто растворяется в белом поле бумаги. Скупые, но безукориз ненно точные линии под стать серовским. Оля Колье — одна из страниц драмати ческой судьбы художника. Когда он препо давал в одном из учебных заведений Ле нинграда, там училась девочка Оля (это было в первые послереволюционные годы). В класс приходила плохо умытая, непри чесанная. Сергей Иванович стал расспраши вать ее и узнал, что мать и отец девочки умерли, она осталась одна и живет в тя желых условиях. Сговорившись с женой, Екатериной Викентьевной Борткевич, Голу- бин решил взять девочку к себе, и она про жила в их семье несколько лет. Потом вы шла замуж. Когда в 1927 году Сергей Ива нович переехал в Томск, сюда на время отпуска приезжала Оля со своим малень ким сыном. Муж У нее умер. Оля прислала несколько писем из Ленинграда — она на меревалась уехать на новую работу в Фин ляндию. После этого вестей от нее не было. Сергей Иванович долго ее искал, наводил справки, но безуспешно... Кроме этих «детских» работ С. И. Голу бина, известны «Портрет матери с сыном» (1924), «Детский портрет» (1929). На вы ставке Томского филиала АХРР в 1928 го ду демонстрировались еще . два портрета девочек. Что это за портреты и где они те перь находятся, к сожалению, неизвестно. Голубин любил детей, и они отвечали ему взаимностью. А это говорит о многом. В. Сухомлинский считал, что человечность, сердечность, доброта любого человека изме ряются тем, как относятся к нему дети. «Тот, кого любят дети,—- писал он,— на стоящий человек. Детей никогда не обма нешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица. Они чувствуют и распоз нают фальшь, ненавидят притворство». ЯКОВ: ОБРАЗ И ЧЕЛОВЕК. «Портрет крестьянина» (в отдельных ис точниках — «Портрет колхозника» или «Портрет крестьянина Якова») был написан С. И. Голубиным в 1929 году, когда в со ветском изобразительном искусстве впервые разрабатывались разные виды портрета (портрет-тип, портрет-картина). Среди тех, кто практически решал эти проблемы, был и художник Голубин. В том же году появившийся на выставке Томского филиала АХРР «Портрет крестья нина» не был понят критикой. Отмечалось, что лишь по подписи в нем можно узнать крестьянина. Только двадцать лет спустя его причислили к сокровищам Томского краеведческого музея, дали ему истинную оценку. М. П. Сокольников: «Живший в Сибири художник С. И. Голубин (1870—1956) из Томска также был в свое время учеником Репина. Глубокий по характеристике и тон кий по мастерству «Портрет колхозника», написанный им еще в 1929 году,— одно из превосходных произведений этого жанра» («Изобразительное искусство РСФСР- 1917—1957 гг.»; том 2). Л. С. Зингер: «Следует особенно под черкнуть, что встречавшие одобрение зри телей портреты рабочих и колхозников бы ли созданы в конце 20-х — начале 30-х годов Мастерами не только Москвы и Ле нинграда, но и других городов Российской Федерации... Проникновенный, психологиче ски выразительный образ молодого совет ского крестьянина-общественника создал художник из Томска, ученик Репина С. Го лубин в «Портрете колхозника» («Портрет в русской советской живописи»), Я уже говорил, что в основе лучших порт ретов С. И. Голубина всегда определенный человек, существовавший в реальной дейст вительности. Этот портрет художник писал с челове ка, с которым был хорошо знаком, знал и понимал его крестьянские заботы, имел полное представление о его характере, сла бостях и привычках. Это позволило создать новый образ крестьянина — не забитого, темного, мрачного, злого, а открытого, чест ного, умного и далеко не простого. Кресть янская степенность передается позой и пе реплетенными сильными пальцами, взглядом серьезных, бесхитростных, немного усталых, покрасневших глаз. Потрепанный полушу бок не может скрыть могучего телосложе ния. Крепкие мужицкие руки полны затаен ной силы и, энергии. Наверняка этим рукам знакома не только твердость черенка лопа ты и вил, но и шуршащая легкость книжных страниц. Сибирский живописец сумел внести в портрет своего современника ту степень об общения, которая дает возможность видеть в нем типический образ человека определен ной эпохи. Такого крестьянина раньше не было и не могло быть. Это — символ ново го, торжествующее утверждение современ ного образа. Голубину удалось проникнуть в тайники души крестьянина, заострить как раз те его черты, которые поначалу оказались непо нятыми: мужественность и силу, характер и интеллект, сочетание собранности, рассу дительности и внутренней свободы. Это,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2