Сибирские огни № 10 - 1983

— -Был у нас в то время один Яков — Яков Васильевич Протопопов, но это вроде '* не он... Уезжали мы из села в сторону Малого Протопопова. Поднимаясь на водораздел, я остановил машину. На нас смотрели, как и пятьдесят лет назад, знаменитые Голу­ бинские «Кедры над водой»! Вот это уже совсем неожиданно и удивительно: по аб­ рису, по силуэту, по общей форме и массе кедры остались теми же. Правда, внизу, на берегу, теперь вырос тальник, впереди поя­ вилась стройная березка, остальное же — как прежде! ПРОТОПОПОВЫ ИЗ ПРОТОПОПОВА На обратном пути в Томск Геннадий Ми­ хайлович Залесов вдруг вспомнил, что у него есть знакомый — Протопопов из де­ ревни Протопопове, который знал Сергея Ивановича Голубина. В тот же день я по­ звонил ему по телефону, а на другой мы встретились. — Когда мне было лет девять-десять,— вспоминал он,— в доме моего отца летом отдыхал Сергей Иванович. Он нас, ребя­ тишек, баловал. Иногда просил попозиро­ вать. Писал и мой портрет. Через два месяца я вновь оказался в Томске, и вместе с Г. М. Залесовым, А. А. Протопоповым и его приятелем — инжене- ром-фотографом из университета Т. В. Окушко снова поехали в Протопопово, Анатолий Александрович точно показал места, где были написаны «Окрестности Томска», «Этюд в окрестностях Томска» и даже «Домик в окрестностях Томска», ко­ торый оказался перестроенным. Объехали мы и дома, в которых когда-то останавли­ вался С. И. Голубин (Павла Ивановича Ко­ зина, Марии Степановны Романовой, Алек­ сандра Васильевича Протопопова, Клавдии Михайловны Протопоповой й других). Всю­ ду я расспрашивал про человека, изобра­ женного на «Портрете крестьянина», но никто его не знал... ■ Клавдия Михайловна — сестра матери Анатолия Александровича,— когда мы уже собрались уезжать, вдруг вспомнила: — Сергей Иванович — я точно помню! — рисовал Тамару. У нее сохранился этот портрет. И хотя речь шла совсем не о том портре­ те, мы поспешили в Томск, чтобы разыскать «Тамару». Врача-стоматолога Тамару Алек­ сандровну Протопойову. застали дома. Вскоре пришел и ее муж — Дмитрий Ми­ хайлович. Разговорились. Полюбовались и рисунком Сергея Ивановича, запечатлевшим девятилетйюю Тамару. И вот — удача! — С кого написан «Портрет крестьяни­ на»? Знаю. Это — Яков Григорьевич Ста­ риков. Живет у станции Томск-1. Правда, не очень здоров... Как найти? Очень просто. Мать моей подруги — родная сестра жены Якова Григорьевича... И вот мы уже у «матери подруги»— Александры -Никифоровны. Она словно под­ жидает нас, сидит с внучкой и другими ба­ бушками во дворе. — Съездить к Якову? С удовольствием’ Давно у них не была. Я уже перестал удивляться: годами искал Этого ставшего мифическим Якова, и вот на тебе, минут через пятнадцать — двад­ цать смогу его увидеть!.. ДЕТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГОЛУБИНА Анатолий Александрович и Тамара Алек­ сандровна Протопоповы подарили мне свои детские портреты, написанные более пяти­ десяти лет назад С. И. Голубиным. При первом же знакомстве с этими не­ большими холстами мы с Г. М. Залесовым обнаружили удивительно большое сходство даже нынешних дарителей с их изображе­ ниями. Задумчивые, спокойные лица кресть- ' янских детей. Доверчивый открытый взгляд, немножко грустный у мальчика. Девочка смотрит прямо на ррителя, словно . внима­ тельно слушает, готовая вступить в разго­ вор. Мальчик, пожалуй, более застенчив. Оба портрета написаны с любовью и тепло­ той. Чувствуются рука и сердце по-настоя­ щему доброго человека. Здесь нет краси­ вости, есть красота; нет простодушного умиления или сюсюканья, есть правда жиз­ ни, искренность и вера в этих детей. Советский художник Н. Н. Жуков, из­ вестный своими произведениями, посвя­ щенными детям, писал: «Дети — это осо­ бый и большой народ. Надо научиться по­ нимать их язык, уметь быть им нужным и интересным, быть другом, чтобы они дове­ ряли нам и впустили в тайник своей чудес­ ной души». Художники шутят: «Дети учат нас рисо­ вать». Рисуя детей, художник всегда связан с малым временем, изменчивость настроения и подвижность ребенка торопит и учит ху­ дожника обобщению, выразительности, уме­ нию схватывать главное, характерное. По­ этому за каждой удачной работой на дет­ скую тему стоят особый труд и мастерство. Примечательно, что Голубин, написав портрет того или иного из своих юных сель­ ских друзей, с удовольствием дарил его на память портретируемому. А писал он, судя по всему, многих. Так что есть надежда, что «обнаружится» еще не один детский порт­ рет. Вспоминаются другие работы С. И. Голу­ бина, на которых изображены дети. «В избе у окна». В светлой горнице с бревенчатыми стенами, кажется вобравши­ ми в себя вековой крестьянский опыт осно­ вательности и крепости, у окна — дети, а за окном — летний солнечный день. Убого в крестьянской избе — скамейки, самовар... Дети хотят казаться взрослыми, усталые и печальные. Здесь всё искренне, всё ды­ шит чистотой и здоровьем человеческого бытия. В этой картине Голубин, творчески развивая традиции своих учителей, ищет в народном, крестьянском быту источник красоты и поэзии. Это — единственная сюжетная картина С. И. Голубина. Она создана в 1912 году. В это время сюжет в картине уже не играл той роли, какая отводилась ему во второй половине Х1Х-го столетия. Он — только предлог для раскрытия внутреннего мира человека. Это — -новое веяние в русском

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2