Сибирские огни № 10 - 1983
— -Был у нас в то время один Яков — Яков Васильевич Протопопов, но это вроде '* не он... Уезжали мы из села в сторону Малого Протопопова. Поднимаясь на водораздел, я остановил машину. На нас смотрели, как и пятьдесят лет назад, знаменитые Голу бинские «Кедры над водой»! Вот это уже совсем неожиданно и удивительно: по аб рису, по силуэту, по общей форме и массе кедры остались теми же. Правда, внизу, на берегу, теперь вырос тальник, впереди поя вилась стройная березка, остальное же — как прежде! ПРОТОПОПОВЫ ИЗ ПРОТОПОПОВА На обратном пути в Томск Геннадий Ми хайлович Залесов вдруг вспомнил, что у него есть знакомый — Протопопов из де ревни Протопопове, который знал Сергея Ивановича Голубина. В тот же день я по звонил ему по телефону, а на другой мы встретились. — Когда мне было лет девять-десять,— вспоминал он,— в доме моего отца летом отдыхал Сергей Иванович. Он нас, ребя тишек, баловал. Иногда просил попозиро вать. Писал и мой портрет. Через два месяца я вновь оказался в Томске, и вместе с Г. М. Залесовым, А. А. Протопоповым и его приятелем — инжене- ром-фотографом из университета Т. В. Окушко снова поехали в Протопопово, Анатолий Александрович точно показал места, где были написаны «Окрестности Томска», «Этюд в окрестностях Томска» и даже «Домик в окрестностях Томска», ко торый оказался перестроенным. Объехали мы и дома, в которых когда-то останавли вался С. И. Голубин (Павла Ивановича Ко зина, Марии Степановны Романовой, Алек сандра Васильевича Протопопова, Клавдии Михайловны Протопоповой й других). Всю ду я расспрашивал про человека, изобра женного на «Портрете крестьянина», но никто его не знал... ■ Клавдия Михайловна — сестра матери Анатолия Александровича,— когда мы уже собрались уезжать, вдруг вспомнила: — Сергей Иванович — я точно помню! — рисовал Тамару. У нее сохранился этот портрет. И хотя речь шла совсем не о том портре те, мы поспешили в Томск, чтобы разыскать «Тамару». Врача-стоматолога Тамару Алек сандровну Протопойову. застали дома. Вскоре пришел и ее муж — Дмитрий Ми хайлович. Разговорились. Полюбовались и рисунком Сергея Ивановича, запечатлевшим девятилетйюю Тамару. И вот — удача! — С кого написан «Портрет крестьяни на»? Знаю. Это — Яков Григорьевич Ста риков. Живет у станции Томск-1. Правда, не очень здоров... Как найти? Очень просто. Мать моей подруги — родная сестра жены Якова Григорьевича... И вот мы уже у «матери подруги»— Александры -Никифоровны. Она словно под жидает нас, сидит с внучкой и другими ба бушками во дворе. — Съездить к Якову? С удовольствием’ Давно у них не была. Я уже перестал удивляться: годами искал Этого ставшего мифическим Якова, и вот на тебе, минут через пятнадцать — двад цать смогу его увидеть!.. ДЕТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГОЛУБИНА Анатолий Александрович и Тамара Алек сандровна Протопоповы подарили мне свои детские портреты, написанные более пяти десяти лет назад С. И. Голубиным. При первом же знакомстве с этими не большими холстами мы с Г. М. Залесовым обнаружили удивительно большое сходство даже нынешних дарителей с их изображе ниями. Задумчивые, спокойные лица кресть- ' янских детей. Доверчивый открытый взгляд, немножко грустный у мальчика. Девочка смотрит прямо на ррителя, словно . внима тельно слушает, готовая вступить в разго вор. Мальчик, пожалуй, более застенчив. Оба портрета написаны с любовью и тепло той. Чувствуются рука и сердце по-настоя щему доброго человека. Здесь нет краси вости, есть красота; нет простодушного умиления или сюсюканья, есть правда жиз ни, искренность и вера в этих детей. Советский художник Н. Н. Жуков, из вестный своими произведениями, посвя щенными детям, писал: «Дети — это осо бый и большой народ. Надо научиться по нимать их язык, уметь быть им нужным и интересным, быть другом, чтобы они дове ряли нам и впустили в тайник своей чудес ной души». Художники шутят: «Дети учат нас рисо вать». Рисуя детей, художник всегда связан с малым временем, изменчивость настроения и подвижность ребенка торопит и учит ху дожника обобщению, выразительности, уме нию схватывать главное, характерное. По этому за каждой удачной работой на дет скую тему стоят особый труд и мастерство. Примечательно, что Голубин, написав портрет того или иного из своих юных сель ских друзей, с удовольствием дарил его на память портретируемому. А писал он, судя по всему, многих. Так что есть надежда, что «обнаружится» еще не один детский порт рет. Вспоминаются другие работы С. И. Голу бина, на которых изображены дети. «В избе у окна». В светлой горнице с бревенчатыми стенами, кажется вобравши ми в себя вековой крестьянский опыт осно вательности и крепости, у окна — дети, а за окном — летний солнечный день. Убого в крестьянской избе — скамейки, самовар... Дети хотят казаться взрослыми, усталые и печальные. Здесь всё искренне, всё ды шит чистотой и здоровьем человеческого бытия. В этой картине Голубин, творчески развивая традиции своих учителей, ищет в народном, крестьянском быту источник красоты и поэзии. Это — единственная сюжетная картина С. И. Голубина. Она создана в 1912 году. В это время сюжет в картине уже не играл той роли, какая отводилась ему во второй половине Х1Х-го столетия. Он — только предлог для раскрытия внутреннего мира человека. Это — -новое веяние в русском
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2