Сибирские огни № 10 - 1983
около десятка портретов известны из той поры. ' «Окрестности Томска», «Этюд в окрестно стях Томска», «Лесные дали», «Лес осенью», «Речные дали», «Серый день», ’ «Осень», «Домик в окрестностях Томска», «Кедровая роща», «Кедры над водой», «Село Большое Протопопово» и, наконец, «Березовая роща» и «Сосны при закате солнца» созданы ху дожником в Сибири.' Могучая и суровая сибирская природа очень ему импонирова ла. Он любил кедр, считал его гордым, роскошным красавцем сибирской тайги; он воспел кедр на своих полотнах, что дало возможность известному сибирскому уче- ному-лесоводу Г. В. Крылову позднее на звать Сергея Ивановича Голубина певцом сибирского кедра. Как правило, лето Голубин проводил в деревне. Это были Богашово, Некрасово, Малое и Большое Протопопово. Особенно любил он Малое и Большое Протопопово, расположенные рядом, на,разных берегах уютной речки Ушайки. Вокруг — прекрас ный кедровый лес с вековыми деревьями. Еще в 90-х годах прошлого века отец ху дожника Иван Николаевич в течение не скольких лет снимал Дачи в Большом Про топопове. Естественно, вернувшись в Томск, Голубин предпочитал это село всем другим. Сестра Сергея Ивановича Мария Иванов на Шипицына в одном из писем сообщила любопытную деталь: «Когда отец на вос кресенье и другие праздничные дни соби рался из города в Протопопово, предлагал С. И. ехать вместе с ним, брат большей частью отвечал: «Ты поезжай на лошади, а я пойду пешком,— посмотрим, кто кого пе регонит». И перегонял...» Добавлю, что до Большого Протопопова было двадцать верст. Коль скоро мы вспомнили Марию Ива новну Шипицыну, надо сказать о ней под робнее. Во время Отечественной войны Сергей Иванович ослеп. Случилось самое страшное, что может произойти с художником. И вот последние почти полтора десятка лет он жил глазами младшей сестры — Марии Ивановны. Эта маленькая, на вид слабая женщина стала брату опорой и подмогой в годы тяжелых испытаний. Она жертвовала всем ради него, читала газеты и письма, создавала ему уют, рассказывала, как се годня на улице, какое солнце, снег. Ей мы во многом обязаны, что Сергей Иванович до последнего дня не разучился смеяться и радоваться, не ожесточился, не впал в со стояние душевной депрессии. Ей довелось пережить брата и прожить 101 год (умерла она в 1975 году в Томске). Незадолго до своей кончины Мария Ива новна переслала мне ряд живописных ра бот брата, среди которых была и «Кедровая р,оща», 'написанная в Большом Протопопо ве. Эту картину наряду с «Автопортретом» (1926 с-) и «Портретом сына» (1915 г.) Мария Ивановна хранила у себя. В сопро водительном письме она сообщала: «Я хочу, чтобы «Кедровая роща» хранилась у Вас; оца мне очень дорога тем, что здесь, в этих кедровниках, на пикнике, я познако милась с дорогим мне Александром Нико лаевичем». Александр Николаевич Шипицын (1860— 1(92.0 гг.) — ^звустццш, ^омский обществен ный деятель и публицист, ссыльный. В свое время Мария Ивановна за нелегальную дея тельность была отчислена с Бестужевских курсов и выслана из столицы без права въезда в Петербург и Москву в течение двух лет. Позднее она разделяла тяготы эмигрантской и ссыльной жизни со своим мужем. Поэтому «Кедровая роща» была для нее живой памятью о муже и. друге... Пронизанная солнечным светом, манящая в свою прозрачную тень роща. Крепко стоя щие ладные кедры сучьями-руками тянутся друг к другу. Седые снизу и красно-оран жевые вверху, они суровы и величественны. Сквозь зеленые изумрудные кроны проби вается белесо-голубое небо. И все это поко ится на мягком, раскаленном золотистом песке, сверкающем массой оттенков. Умиро творение, покой и велийие исходят от этого полотна. Основной творческий метод художника — работа с натуры. В основе его портретов и пейзажей всегда определенный человек, оп ределенное место. Факту достоверности он придавал огромное значение. Поэтому его картины и пейзажи выполнены в такой жи вой манере, с множеством конкретных дета лей, что представляют для нас, зрителей, огромный познавательный интерес. Зная это, я давно мечтал найти и этих людей, и эти места. Такая возможность представилась. Будучи в Томске по служеб ным делам, я поделился своим желанием с другом-земляком Г. М. Залесовым. — В Большом Протопопове у меня есть дела,— сказал он.— Можем поехать завтра. И вот мы с Г. М. Залесовым и моими коллегами И. А. Будеевым и Е. Д. Савило- вым едем в Протопопово. Я сразу узнал село, едва мы въехали в него. Прошло пятьдесят лет с того дня, когда Голубин запечатлел его на полотне. Конечно же, и здесь произошли большие пе ремены — появились телеграфные столбы, телевизионные антенны, у домов — пали садники, а сами дома почти все под шифе ром. Исчезли некоторые постройки, появи лись новые. У многих домов на окнах теперь наличники. Но в целом деревенский ланд шафт, силуэт окружающих село кедровых лесов — как прежде! Был ясный теплый летний день; голубые тени от.высоко поставленных домов, охрис то-золотистые рефлексы на их срубах и кре мово-серебристые дорога и крыши удиви тельно сочетались, в гармонии красок и све та. Было так же пустынно на улице, и так же величественно спокойным был кедровый лес. Учитель Еолубина И. Е. Репин говорил, что в искусстве всегда есть чудо. Оно было предо мной... И. А. Будеев и Е. Д. Савилов, руковод ствуясь фотокопией картины, нашли точку, откуда она была написана. Разговорились с местными жителями. По казал им фотографию Сергея Ивановича. — Это художник Голубин,— признала Анна Александровна Степанова.— Он часто отдыхал летом в селе. Много рисовал. Я помню, как мы, дети, часами смотрели, когда он работал... Часто рисовал нас, ре бятишек. — А знали вы этого человека? — спросил я и показал фотокопию «Портрета крестья нина».— Звали его Яковом^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2