Сибирские огни № 10 - 1983

или «Выставка эскизов Репина, Поленова, Васнецова», как называли ее газеты, была открыта. Она собрала сто семьдесят работ (из которых пятая часть, а по газетным со­ общениям «добрая половина» — работы И. Е. Репина). Экспозиция была смешанной: станковые картины и эскизы к ним, декора­ тивные панно и акварельные рисунки деко­ ративно-прикладного характера; рядом с этюдами, набросками (пастелью, сепией, маслом) соседствовали эскизы монументаль­ ных работ, а также произведения скульп­ туры. Для нас, пожалуй, наиболее примечатель­ ным является состав участников. Здесь чет­ ко выделялись две группы. Одна, основ­ ная,— петербуржцы. Ее возглавлял Я. Е. Ре­ пин, выступивший с большим числом своих наиболее талантливых учеников, учащихся Академии художеств, среди которых были A. Гауш, С. Голубин, И. Горюшкин-Сороко- пудов, О. Делла-Вос-Кардовская, Б. Кусто­ диев, Ф. Малявин, Н. Петров, К. Сомов, а также сын художника — Ю. Репин. Дру­ гую, значительно меньшую-, группу состав­ ляли москвичи: В. Поленов, художники его кружка и ученики Училища живописи, вая­ ния и зодчества, А. Васнецов, А. Головин, М. Нестеров, Л. Пастернак, Э. Татевосянц, М. Якунчикова и сестра Поленова — Е, По­ ленова. Кроме того, в выставке принимали участие В. Васнецов и К. Савицкий. Нако­ нец, здесь же были показаны работы двух иностранных мастеров — испанца Прадилло и итальянца Тьеполо. Сам факт участия С. И. Голубина в столь представительной выставке говорит о мно­ гом. Это был превосходный дебют начинаю­ щего художника. Для Петербурга появление на публичной выставке работ учащейся молодежи, «нико­ му не известной», но поддержанной приз­ нанными мастерами, несомненно, было со­ бытием в художественной жизни. Произведения молодежи пользовались са­ мым пристальным вниманием, так как имен­ но они давали возможность зрителю понять, «чем теперь заняты умы некоторых худож­ ников и в каком направлении можно ожи­ дать от них дальнейших работ» (газета «Русские ведомости»). «Среди современных молодых художников больше символистов и декадентов, чем можно было бы предпо­ ложить по обыкновенным выставкам»,— от­ мечал журнал, «Всемирная иллюстрация». «Вообще символизм и импрессионизм, столь излюбленные теперь как нашими, так и иностранными художниками, преобладают на этой выставке. Из наиболее типичных и прямо-таки бросающихся в глаза произведе­ ний этого рода творчества следует упомя­ нуть большое полотно г. Булатова «Каме­ лия» и несколько картин гг. Сомова, Голу­ бина и Якунчиковой»,— писала газета «Народ». В отчетах о выставке, как верно заметил B. Лапшин, бросалось в глаза оперирование двумя терминами — «импрессионизм» и «символизм». Именно этим двум, как их тогда называли, «эксцентричным направле­ ниям в искусстве» отдавала дань в своих исканиях молодежь на «Выставке опытов». Следует иметь в виду, что под Зимпрес-- сионизмом» понималось лишь стремление художественно выразить «настроение», а также «неоконченность» в принятом тогда . определении. Упоминание же о символизме было уместным, так как ряд работ был именно такого толка. Сам Репин сдержанно относился к произ­ ведениям подобного рода: «Теперь народи­ лись декаденты-символисты, которые в по­ исках за живописными эффектами создают карикатуры». И тем не менее он не только принял такие работы на выставку, но и по­ казал их, так как обладал редким даром радоваться всякому новому проявлению та­ ланта, не считаясь со своими личными сим­ патиями и антипатиями. Более того, есть свидетельства, что И. Е. Репин не только не осуждал Голубина за «символизм», но и приветствовал его. В 1898 году он писал художнице М. В. Ве­ ревкиной: «Наш академический экзамен вы­ шел нынче огромный... Обязательность эс­ кизов дала чудесные результаты... В боль­ шом этюдном классе этюды вышли замеча­ тельные по силе, по размерам, по пластич­ ности — очень подвинулись... Хорош эскиз Голубина, символико-фантастический: весна прощается с зимой. Из остатков снега вы­ деляется голова с плечами, и ее целует фан­ тастическая фигура весны. Это на холсте, кругом далеко раскрытые реки и зеленею­ щие луга...» Что же касается термина «декадентство», то оно в применении к данной выставке имело двоякое толкование: нм обозначалось и необычное содержание произведений, но­ сивших не конкретно-бытовбй или истори­ ческий, а несколько отвлеченно фантасти­ ческий характер, и новый, необычайный жи­ вописный язык этих полотен. Таким образом, наиболее непримиримое отношение современников, как и ожидал Репин, вызвало прежде всего стремление молодежи к обновлению средств художест­ венной выразительности. Сам Илья Ефимович выставкой остался очень доволен: «Выставка вышла интерес­ ная, несмотря на недоброжелательность мо­ их академических коллег и многих рутине­ ров, блюстителей ревностных всего отжи­ вающего и врагов всякого движения в ис­ кусстве вперед к открытию новых связей... Теперь уже вопиют, что я порчу моло­ дежь, даю ей повод зазнаваться спозаран­ ку». Последнее обвинение особенно его волнует: «Наша Академия продолжает из­ мышлять всякие софизмы 'или объяснения вреда, который я якобы приношу молодежи, выводя ее в свет раньше времени. .Я не знаю, когда наступит, по их мнению, закон­ ный срок выставлять вещи, но ведь экспо­ ненты мои большею частию люди под 30 и за 30 — это срок очень законный для на­ чала художественной деятельности людей, поучившихся в Академии лет по шесть — восемь и даже более». И еще: «К чему же на самом деле,— пишет он,— всегда изо­ бражать из себя каких-то недорослей... Большая часть из художников, выставляю­ щихся на эскизной выставке, уже вполне законченные деятели». Забота о молодых составляла главное беспокойство Репина на выставке. Он ста­ рался, чтобы работы молодых раскупались, и для этого приглашает П. Третьякова, М. Тенишеву и других меценатов на выстав­ ку, чтобы те поддержали молодежь. Оче­ видно, тогда же были кем.-то приобретены и упомянутые работы Голубина, местона- ДО ДО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2