Сибирские огни № 10 - 1983

слоем становятся основным живописным приемом его работ, способствующим рас­ крытию картинного образа. Каркасом его полотен всегда является отличный рису­ нок. Не случайно он 'считался прекрас­ ным рисовальщиком. Его графическое мас­ терство поразительно: штрих по форме и линия — главные средства художника. Ка­ кой же зоркостью глаза .и мастерством должен обладать график, чтобы несколь­ кими линиями выявить характер и состоя­ ние («Портрет Оли Колье»)! Голубин никогда не был холодным вир­ туозом. Непосредственное чувство всегда преобладает в его работах. Его образы жизненны и правдивы. Знакомясь с творчеством С. И. Голуби- на, невольно восхищаешься профессиональ­ ной честностью художника, продолжате^- ля лучших традиций русской классической реалистической живописи. Его называли академистом в лучшем смысле этого слова. К нему прислушивались, шли за советом и напутствием. Его творчество исключитель­ но ровное и цельное, хотя творил он в те­ чение полувека, когда менялись направле­ ния, моды, вкусы. Голубин оставался Го­ лубиным, заметной и самобытной индиви­ дуальностью. ¡В этом снова и снова убеж­ даешься, когда стоишь перед замечатель­ ными работами мастера, наслаждаясь их глубиной и совершенством. НАЧАЛО В большом искусстве, как личность, как художник, С. Й. Голубин заявил о себе, по академическим понятиям, рано —в 26 лет. 22 декабря 1896 года в Петербурге, на Морской, в большом зале Общества поощ­ рения художеств открылась выставка с длинным и несколько замысловатым на­ званием —■«Выставка опытов художествен­ ного творчества (эскизов) русских и иност­ ранных художников и учеников», на кото­ рой впервые были экспонированы сразу три живописные работы Голубина—«Ут­ ро», «Оттепель» и «Весна». В фондах московских и ленинградских библиотек мне удалось отыскать около двух десятков газет и журналов, отклик­ нувшихся на появление этой выставки (кстати, она получила больше отзывов, чем Передвижная художественная выставка в Петербурге того же рода). «Выставке опы­ тов» посвятил статью наш современник В. Лапшин в журнале «Искусство». Эта статья позволяет во всей полноте восста­ новить обстоятельства появления выстав­ ки, оценить ее роль и определить место в художественной жизни России на рубеже веков. Организатором .и самым активным участ­ ником выставки был Илья Ефимович Ре­ пин, профессор Академии художеств, уче­ ником которого в то время был Голубин. Девяностые годы для Репина, как и для многих . современных ему художников, бы­ ли гадами раздумий о необходимости ре­ шения искусством новых задач и о попыт­ ках осуществления их в новых формах. Многое из того, над чем размышлял ху­ дожник, в той или иной степени уже на­ ходило свое конкретное решение в твор­ честве Серова, Нестерова, Левитана, Вру­ беля, Коровина, Вябушкина. И это новое в творчестве молЬдежи затрудняло появ­ ление их • произведений на выставках пе­ редвижников, чье руководство, по словам Репина, отличалось иными художествен­ ными воззрениями. Стремление понять по­ иски ■молодежи, помочь ей показать свои работы было одной из причин, побудивших И. Е. Репина создать эту выставку. Другим стимулом к ее организации бы­ ли сложные взаимоотношения Репина с Товариществом передвижных выставок, где он до этого в течение более чем двад­ цати лет выставлял свои произведения. Он в очередной раз вышел из состава членов Товарищества, считая необъективным и не­ терпимым отношение «корифеев» к моло­ дежи. В июне 1896 года И. Е. Репин оповещал Т. Л. Толстую о том, что решил устроить выставку «на свой риск, пригласив и мас­ титых и молодых художников. Выставлены будут эскизы по преимуществу, то есть те вещи, где проявилось художественное твор­ чество: в замысле, в выражении, в коло­ рите, в токе, светотени и т. п. Масляные краски, акварель, карандаш, сепия, где вы­ разилась талантливость, будут выставле­ ны. Исключаются: портреты, этюды и впол­ не «законченные» картины и все бездар­ ное». «Плоды чистого воображения,— сообщал он в письме Е. Д. Поленовой,— предпочи­ таются особенно, но будут приняты всякие интересные композиции... Судить здесь и выбирать буду я лично». Понятно, сколь трудно и в то же время престижно было попасть в число экспонентов этой выставки. Идеей организации своей выставки Репин был увлечен чрезвычайно: накануне летних каникул перед студентами Академии ху­ дожеств произнес специальную речь; на­ правляет одно за другим письма в Москву, приглашая Васнецовых, Поленовых, Серова принять участие в выставке. Однако по мере поступления произведе­ ний направленность выставки претерпевает некоторые изменения. «Выставка собирается хорошая,— сообщал Репин В. Васнецову,— и ее уже нельзя назвать выставкой эскизов; правильнее —выставка опытов художест­ венного творчества». Как правильно отмечает В. Лапшин, соз­ дание подобной выставки требовало в ту пору достаточной смелости, так как неза­ конченность, незавершенность полотен или, манера письма, производившая впечатление недоработанное™ (как, например, на кар­ тинах Врубеля), считались недопустимыми. Не случайно подготовка выставки, вопреки официальным вкусам и требованиям, предъ­ являемым к живописным произведениям, вызвала у руководства Академии худо/кеств недовольство действиями своего коллеги. Многие профессора «косились» на предпри­ нятое Репиным дело, а КуиндЖи даже вы­ ступил открыто против. Однако Репин ре­ шил начатое довести до конца, даже если ему придется из-за этого покинуть акаде­ мию. < Такая решительность художника понятна: предполагаемой выставкой он намеревался «открыть новые пути в искусстве, составить новую эпоху». Наконец «Выставка опытов творчества»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2