Сибирские огни № 10 - 1983
слоем становятся основным живописным приемом его работ, способствующим рас крытию картинного образа. Каркасом его полотен всегда является отличный рису нок. Не случайно он 'считался прекрас ным рисовальщиком. Его графическое мас терство поразительно: штрих по форме и линия — главные средства художника. Ка кой же зоркостью глаза .и мастерством должен обладать график, чтобы несколь кими линиями выявить характер и состоя ние («Портрет Оли Колье»)! Голубин никогда не был холодным вир туозом. Непосредственное чувство всегда преобладает в его работах. Его образы жизненны и правдивы. Знакомясь с творчеством С. И. Голуби- на, невольно восхищаешься профессиональ ной честностью художника, продолжате^- ля лучших традиций русской классической реалистической живописи. Его называли академистом в лучшем смысле этого слова. К нему прислушивались, шли за советом и напутствием. Его творчество исключитель но ровное и цельное, хотя творил он в те чение полувека, когда менялись направле ния, моды, вкусы. Голубин оставался Го лубиным, заметной и самобытной индиви дуальностью. ¡В этом снова и снова убеж даешься, когда стоишь перед замечатель ными работами мастера, наслаждаясь их глубиной и совершенством. НАЧАЛО В большом искусстве, как личность, как художник, С. Й. Голубин заявил о себе, по академическим понятиям, рано —в 26 лет. 22 декабря 1896 года в Петербурге, на Морской, в большом зале Общества поощ рения художеств открылась выставка с длинным и несколько замысловатым на званием —■«Выставка опытов художествен ного творчества (эскизов) русских и иност ранных художников и учеников», на кото рой впервые были экспонированы сразу три живописные работы Голубина—«Ут ро», «Оттепель» и «Весна». В фондах московских и ленинградских библиотек мне удалось отыскать около двух десятков газет и журналов, отклик нувшихся на появление этой выставки (кстати, она получила больше отзывов, чем Передвижная художественная выставка в Петербурге того же рода). «Выставке опы тов» посвятил статью наш современник В. Лапшин в журнале «Искусство». Эта статья позволяет во всей полноте восста новить обстоятельства появления выстав ки, оценить ее роль и определить место в художественной жизни России на рубеже веков. Организатором .и самым активным участ ником выставки был Илья Ефимович Ре пин, профессор Академии художеств, уче ником которого в то время был Голубин. Девяностые годы для Репина, как и для многих . современных ему художников, бы ли гадами раздумий о необходимости ре шения искусством новых задач и о попыт ках осуществления их в новых формах. Многое из того, над чем размышлял ху дожник, в той или иной степени уже на ходило свое конкретное решение в твор честве Серова, Нестерова, Левитана, Вру беля, Коровина, Вябушкина. И это новое в творчестве молЬдежи затрудняло появ ление их • произведений на выставках пе редвижников, чье руководство, по словам Репина, отличалось иными художествен ными воззрениями. Стремление понять по иски ■молодежи, помочь ей показать свои работы было одной из причин, побудивших И. Е. Репина создать эту выставку. Другим стимулом к ее организации бы ли сложные взаимоотношения Репина с Товариществом передвижных выставок, где он до этого в течение более чем двад цати лет выставлял свои произведения. Он в очередной раз вышел из состава членов Товарищества, считая необъективным и не терпимым отношение «корифеев» к моло дежи. В июне 1896 года И. Е. Репин оповещал Т. Л. Толстую о том, что решил устроить выставку «на свой риск, пригласив и мас титых и молодых художников. Выставлены будут эскизы по преимуществу, то есть те вещи, где проявилось художественное твор чество: в замысле, в выражении, в коло рите, в токе, светотени и т. п. Масляные краски, акварель, карандаш, сепия, где вы разилась талантливость, будут выставле ны. Исключаются: портреты, этюды и впол не «законченные» картины и все бездар ное». «Плоды чистого воображения,— сообщал он в письме Е. Д. Поленовой,— предпочи таются особенно, но будут приняты всякие интересные композиции... Судить здесь и выбирать буду я лично». Понятно, сколь трудно и в то же время престижно было попасть в число экспонентов этой выставки. Идеей организации своей выставки Репин был увлечен чрезвычайно: накануне летних каникул перед студентами Академии ху дожеств произнес специальную речь; на правляет одно за другим письма в Москву, приглашая Васнецовых, Поленовых, Серова принять участие в выставке. Однако по мере поступления произведе ний направленность выставки претерпевает некоторые изменения. «Выставка собирается хорошая,— сообщал Репин В. Васнецову,— и ее уже нельзя назвать выставкой эскизов; правильнее —выставка опытов художест венного творчества». Как правильно отмечает В. Лапшин, соз дание подобной выставки требовало в ту пору достаточной смелости, так как неза конченность, незавершенность полотен или, манера письма, производившая впечатление недоработанное™ (как, например, на кар тинах Врубеля), считались недопустимыми. Не случайно подготовка выставки, вопреки официальным вкусам и требованиям, предъ являемым к живописным произведениям, вызвала у руководства Академии худо/кеств недовольство действиями своего коллеги. Многие профессора «косились» на предпри нятое Репиным дело, а КуиндЖи даже вы ступил открыто против. Однако Репин ре шил начатое довести до конца, даже если ему придется из-за этого покинуть акаде мию. < Такая решительность художника понятна: предполагаемой выставкой он намеревался «открыть новые пути в искусстве, составить новую эпоху». Наконец «Выставка опытов творчества»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2