Сибирские огни № 10 - 1983
душевным миром. В 1929 году о« создает свой знаменитый «Портрет крестьянина». На выставках экспонировался карандаш ный «Портрет Якова», относящийся1 также к 1929 году, на котором запечатлен тот же самый крестьянин. Портрет поражает своей выразительностью и великолепным графическим мастерством. Хотя С. И. Голубин считался художни- ком-портретистом и мозаистом, в его со хранившемся творческом наследии боль ше всего пейзажей. Среди них особой по пулярностью пользовались (и пользуются) зимние пейзажи, писанные с натуры. Тяга к этому жанру обнаруживается у художника после возвращения в Сибирь, в Томск, в 1927 году. В этих, с детства родных, местах у Голубина словно появи лось второе дыхание. Его пейзаж, в боль шей степени лирический, главный вырази тель отношения живописца к окружающе му миру. Колоритные, насыщенные игрой светотени, пейзажи С. И. Голубина обжи ты, полны внутреннего движения; природа в них — активное начало, а человек —ее неотъемлемая часть. И хотя в его работах этого жанра редко встречается изображе ние человека, «эффект присутствия» в пле нэре обнаруживаешь! В пейзажах—поющий ветер и до звона в ушах безмолвие, пугающий мороз и лет ний полуденный зной, в них радость лета, бодрость зимы и тихая грусть осени. Тон ко чувствовавший музыку, прекрасно иг равший на фортепиано, художник перено сит свою музыкальность на полотна. В них нет бравурных маршей или реквиемных мелодий, в них, скорее, философские раз думья с оттенками радости или печали, предчувствие чего-то светлого или, напро тив,—■тревога, ожидание опасности. В них как бы слышна бетховенская музыка, ко торую он так любил. Глубокий эмоциональный смысл Голубин ских пейзажей проявился особенно сильно в годы Великой Отечественной войны, ког да на выставках большим успехом поль зовались его работы, 1созданные ранее (в это время Голубин был уже совершенно слепым): горячая любовь к Родине, пат риотизм художника «воевали» вместе со всеми,*доходили до сердца каждого. Экспонировалась небольшая этюд-кар тина под названием «Вяз» (1912 г.), на писанная в пору творческого мужания. Оди ноко среди высоких желто-коричневых трав стоит вяз-великан. Под сильными порыва ми ветра колышутся упругие ветви могу чего дерева, по сине-голубому небу мчат ся рваные облака. Низко, расположенная линия горизонта подчеркивает динамич ность композиции. В передаче Томского телевидения по случаю 100-летия со дня рождения С. И. Голубина удачно проведена аналогия меж ду вязом-великаном и самим художником. Стоит старое дерево, стоит упрямо, зеле нея наперекор всему, подобно автору, вступившему в яростную схватку со своей судьбой. Сложной и очень трудной была его жизнь. Но он всегда был большим тру жеником, принципиальным и до застенчи вости скромным человеком. Это был на стоящий передовой русский интеллигент — образованный, эрудированный, тёсно свя занный со своим народом, участвовавший сам в его революционной борьбе. Учителя Голубина в Петербургской ака демии художеств —П. П. Чистяков и И. Е. \ Репин —прочили ему большое будущее, утверждали, что из него выйдет сильный рисовальщик. Однако политические собы тия, трения с академическим начальством и, наконец, размолвка с Репиным не по зволили ему закончить академию. Он ушел из нее перед самым выходом на кон курс... Его друзьями-товарищами по академии были известные русские художники Кар довский и Малявин, Грабарь и Остроумо ва-Лебедева, Кустодиев и Браз. В Сибири он дружил с Гуркиным, Лукиным, Смоли ным. До революции С. И. Голубин работал в мозаичной мастерской Академии художеств, а после возвращения в Томск занимался, , в основном, преподавательской деятель ностью. Живописные и графические работы Сер гея Ивановича хранятся в различных му зеях страны — в Томске, Новосибирске, Ле нинграде, Грозном, Ростове-на-Дону, в частных коллекциях. !В 30-х годах несколь ко полотен художника было продано за границу (в Данию и Голландию). Те, кто знакО(м с жизнью Голубина, мо гут заметить несоответствие внутреннего творческого мира художника миру его жи тейской реальности. С одной стороны—вы сокий гуманизм и огромный оптимизм, с другой — бесконечные жизненные невзго ды и трагические повороты судьбы, за вершившиеся почти пятнадцатилетней сле потой. Но этому сугубо личному драма тизму он не давал выхода на свои полот на, общественно значимое видение мира в нем всегда преобладало. И тем не менее произведения Голубина на редкость «лич- ноетны». В них проглядывает не только красота изображаемого, но и красота боль шой души художника. Глядя на работы ,С. И. Голубина, обна руживаешь удивительное свойство его про изведений. Каждое из них небольшого размера, очень скромное, без внешних эф фектов. Но, собранные воедино, они про изводят большое впечатление цельностью’, тонким лиризмом. Удивительна сила настоящего искусства! Уже нет в живых людей, которых рисовал художник, разрушились дома и пошли на слом корабли и лодки, которые он писал, спилены на дрова вязы, дубы, сосны, ели, что смотрят с его картин, но уцелела вы- - страдаиная любовь к родной земле, уцелел восторг перед виденным, уцелели душа и сердце, выложенные на холст небольшими комочками красок. И сегодня, глядя на; Го лубинские работы, веришь их создателю, понимаешь его и остаешься глубоко благо дарным ему за подаренное откровение, за пережитые минуты приобщения к прекрас ному. С. И. Голубин стал своего рода класси ком, творчество которого может быть при мером органичной связи идейного содер жания с совершенной художественной фор мой. Это — признанный мастер живописи и графики. Своеобразная живопись, соче тание тонкой, мягкой лессировки с наложе нием краски густым, плотным, пастозным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2