Сибирские огни № 10 - 1983

душевным миром. В 1929 году о« создает свой знаменитый «Портрет крестьянина». На выставках экспонировался карандаш­ ный «Портрет Якова», относящийся1 также к 1929 году, на котором запечатлен тот же самый крестьянин. Портрет поражает своей выразительностью и великолепным графическим мастерством. Хотя С. И. Голубин считался художни- ком-портретистом и мозаистом, в его со­ хранившемся творческом наследии боль­ ше всего пейзажей. Среди них особой по­ пулярностью пользовались (и пользуются) зимние пейзажи, писанные с натуры. Тяга к этому жанру обнаруживается у художника после возвращения в Сибирь, в Томск, в 1927 году. В этих, с детства родных, местах у Голубина словно появи­ лось второе дыхание. Его пейзаж, в боль­ шей степени лирический, главный вырази­ тель отношения живописца к окружающе­ му миру. Колоритные, насыщенные игрой светотени, пейзажи С. И. Голубина обжи­ ты, полны внутреннего движения; природа в них — активное начало, а человек —ее неотъемлемая часть. И хотя в его работах этого жанра редко встречается изображе­ ние человека, «эффект присутствия» в пле­ нэре обнаруживаешь! В пейзажах—поющий ветер и до звона в ушах безмолвие, пугающий мороз и лет­ ний полуденный зной, в них радость лета, бодрость зимы и тихая грусть осени. Тон­ ко чувствовавший музыку, прекрасно иг­ равший на фортепиано, художник перено­ сит свою музыкальность на полотна. В них нет бравурных маршей или реквиемных мелодий, в них, скорее, философские раз­ думья с оттенками радости или печали, предчувствие чего-то светлого или, напро­ тив,—■тревога, ожидание опасности. В них как бы слышна бетховенская музыка, ко­ торую он так любил. Глубокий эмоциональный смысл Голубин­ ских пейзажей проявился особенно сильно в годы Великой Отечественной войны, ког­ да на выставках большим успехом поль­ зовались его работы, 1созданные ранее (в это время Голубин был уже совершенно слепым): горячая любовь к Родине, пат­ риотизм художника «воевали» вместе со всеми,*доходили до сердца каждого. Экспонировалась небольшая этюд-кар­ тина под названием «Вяз» (1912 г.), на­ писанная в пору творческого мужания. Оди­ ноко среди высоких желто-коричневых трав стоит вяз-великан. Под сильными порыва­ ми ветра колышутся упругие ветви могу­ чего дерева, по сине-голубому небу мчат­ ся рваные облака. Низко, расположенная линия горизонта подчеркивает динамич­ ность композиции. В передаче Томского телевидения по случаю 100-летия со дня рождения С. И. Голубина удачно проведена аналогия меж­ ду вязом-великаном и самим художником. Стоит старое дерево, стоит упрямо, зеле­ нея наперекор всему, подобно автору, вступившему в яростную схватку со своей судьбой. Сложной и очень трудной была его жизнь. Но он всегда был большим тру­ жеником, принципиальным и до застенчи­ вости скромным человеком. Это был на­ стоящий передовой русский интеллигент — образованный, эрудированный, тёсно свя­ занный со своим народом, участвовавший сам в его революционной борьбе. Учителя Голубина в Петербургской ака­ демии художеств —П. П. Чистяков и И. Е. \ Репин —прочили ему большое будущее, утверждали, что из него выйдет сильный рисовальщик. Однако политические собы­ тия, трения с академическим начальством и, наконец, размолвка с Репиным не по­ зволили ему закончить академию. Он ушел из нее перед самым выходом на кон­ курс... Его друзьями-товарищами по академии были известные русские художники Кар­ довский и Малявин, Грабарь и Остроумо­ ва-Лебедева, Кустодиев и Браз. В Сибири он дружил с Гуркиным, Лукиным, Смоли­ ным. До революции С. И. Голубин работал в мозаичной мастерской Академии художеств, а после возвращения в Томск занимался, , в основном, преподавательской деятель­ ностью. Живописные и графические работы Сер­ гея Ивановича хранятся в различных му­ зеях страны — в Томске, Новосибирске, Ле­ нинграде, Грозном, Ростове-на-Дону, в частных коллекциях. !В 30-х годах несколь­ ко полотен художника было продано за границу (в Данию и Голландию). Те, кто знакО(м с жизнью Голубина, мо­ гут заметить несоответствие внутреннего творческого мира художника миру его жи­ тейской реальности. С одной стороны—вы­ сокий гуманизм и огромный оптимизм, с другой — бесконечные жизненные невзго­ ды и трагические повороты судьбы, за­ вершившиеся почти пятнадцатилетней сле­ потой. Но этому сугубо личному драма­ тизму он не давал выхода на свои полот­ на, общественно значимое видение мира в нем всегда преобладало. И тем не менее произведения Голубина на редкость «лич- ноетны». В них проглядывает не только красота изображаемого, но и красота боль­ шой души художника. Глядя на работы ,С. И. Голубина, обна­ руживаешь удивительное свойство его про­ изведений. Каждое из них небольшого размера, очень скромное, без внешних эф­ фектов. Но, собранные воедино, они про­ изводят большое впечатление цельностью’, тонким лиризмом. Удивительна сила настоящего искусства! Уже нет в живых людей, которых рисовал художник, разрушились дома и пошли на слом корабли и лодки, которые он писал, спилены на дрова вязы, дубы, сосны, ели, что смотрят с его картин, но уцелела вы- - страдаиная любовь к родной земле, уцелел восторг перед виденным, уцелели душа и сердце, выложенные на холст небольшими комочками красок. И сегодня, глядя на; Го­ лубинские работы, веришь их создателю, понимаешь его и остаешься глубоко благо­ дарным ему за подаренное откровение, за пережитые минуты приобщения к прекрас­ ному. С. И. Голубин стал своего рода класси­ ком, творчество которого может быть при­ мером органичной связи идейного содер­ жания с совершенной художественной фор­ мой. Это — признанный мастер живописи и графики. Своеобразная живопись, соче­ тание тонкой, мягкой лессировки с наложе­ нием краски густым, плотным, пастозным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2