Сибирские огни № 10 - 1983
ИСКУССТВО Вл. Пивкин, кандидат архитектуры СИБИРСКИЙ КЛАССИК Года три назад в Красндаерской и Иски- тнмской картинных галереях была развер нута персональная выставка работ С. И. Голубика. Это были всего-навсего третья я четвертая экспозиции произведений ма лоизвестного художника. Тем не менее интерес к выставкам был огромен. Голуби- на открывали заново, как великолепного мастера, как сибирского классика. Сергей Иванович Голубин (1870—1956)— художник-живописец, график, мозаист, уче ник И. Е. Репина и П. П. Чистякова. Более сорока лет жизни художника свя зано с Сибирью, в основном с Томском. Здесь прошли его детские и юношеские годы. Здесь он преподавал в своей сту дии, в студии товарищества «Художник», в Томском политехническом институте. С. И. Голубин был членом Новосибир ского отделения Союза художников. Впер вые его работы в Новосибирске экспони ровались на V областной художествен ной выставке в 1940 году. Тридцать три года спустя здесь состоялась вторая встре ча. Томский краеведческий музей и Ново сибирская картинная галерея являются ос новными хранителями его работ. Борис Пастернак сказал о миссии ху дожника: «Ты — вечности заложник, у вре мени в плену». Каждый истинный худож ник принадлежит своей эпохе, живет ее проблемами, так или иначе выражает их. Но если бы он не был сверх того «залож ником вечности», его художественные соз дания сохраняли бы только исторический интерес. Однако они остаются — одни меньше, другие больше — живыми для .будущих поколений, обладая способностью жить во времени, раскрываясь новыми гранями. Поэтому говорят, что время — лучший судья: оно отбирает то, что в наи большей степени способно к саморазвитию. .Это, очевидно, и есть мера значительности художника. Искусство Сергея Ивановича Голубина выдержало испытание временем. На упо минавшихся выставках в Краонозерске и ИскиТиме были представлены произведе ния художника разных лет. Самое раннее из них было создано более восьмидесяти лет назад, самое позднее —сорок с неболь шим. Тем не менее художник своим высо ким гуманизмом, оптимизмом, тончайшими душевными переживаниями близок и поня тен современному зрителю. Центральное место в экспозициях по праву занимал «Автопортрет» 1926 года. Он отличается глубоким психологизмом, прекрасен по цвету и тонкой светотеневой проработке. Голубин в «’Автопортрете» как бы со стороны рассматривает себя, видит уже не первую седину, морщины... Усталые глаза, а в них — ум, решимость, непреклон ная воля, внутренняя красота умудренно го жизнью человека и невысказанная пе чаль. Не менее значительным на выставках был и «Портрет сына» (1915 г .)—юноша в красной косоворотке, может быть, впер вые в жизни так глубоко задумавшийся. Портрет был написан перед мобилизацией сына на фронт. 1В нем тревога за его судь бу, боязнь потерять его, боль сердца... В этих экопозициях «Автопортрет» и «Портрет сына» оказались рядом. Это — две линии одной жизни, и видится уже не разговор художника с самим собой, а его беседа с сыном. После победы Октября, который С. И. Голубин принял безоговорочно, он был среди тех советских художников, которые работали над образом человека нового об щества. К двадцатым годам, вошедшим в историю советского искусства как период вдохновенных творческих исканий, отно сятся основные портретные работы Голу бина. Его герои — рабочий, крестьянин, ин- теллигейт-труженик. Его идеал—образ дея тельного, энергичного человека с богатым
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2