Сибирские огни № 10 - 1983

ИСКУССТВО Вл. Пивкин, кандидат архитектуры СИБИРСКИЙ КЛАССИК Года три назад в Красндаерской и Иски- тнмской картинных галереях была развер­ нута персональная выставка работ С. И. Голубика. Это были всего-навсего третья я четвертая экспозиции произведений ма­ лоизвестного художника. Тем не менее интерес к выставкам был огромен. Голуби- на открывали заново, как великолепного мастера, как сибирского классика. Сергей Иванович Голубин (1870—1956)— художник-живописец, график, мозаист, уче­ ник И. Е. Репина и П. П. Чистякова. Более сорока лет жизни художника свя­ зано с Сибирью, в основном с Томском. Здесь прошли его детские и юношеские годы. Здесь он преподавал в своей сту­ дии, в студии товарищества «Художник», в Томском политехническом институте. С. И. Голубин был членом Новосибир­ ского отделения Союза художников. Впер­ вые его работы в Новосибирске экспони­ ровались на V областной художествен­ ной выставке в 1940 году. Тридцать три года спустя здесь состоялась вторая встре­ ча. Томский краеведческий музей и Ново­ сибирская картинная галерея являются ос­ новными хранителями его работ. Борис Пастернак сказал о миссии ху­ дожника: «Ты — вечности заложник, у вре­ мени в плену». Каждый истинный худож­ ник принадлежит своей эпохе, живет ее проблемами, так или иначе выражает их. Но если бы он не был сверх того «залож­ ником вечности», его художественные соз­ дания сохраняли бы только исторический интерес. Однако они остаются — одни меньше, другие больше — живыми для .будущих поколений, обладая способностью жить во времени, раскрываясь новыми гранями. Поэтому говорят, что время — лучший судья: оно отбирает то, что в наи­ большей степени способно к саморазвитию. .Это, очевидно, и есть мера значительности художника. Искусство Сергея Ивановича Голубина выдержало испытание временем. На упо­ минавшихся выставках в Краонозерске и ИскиТиме были представлены произведе­ ния художника разных лет. Самое раннее из них было создано более восьмидесяти лет назад, самое позднее —сорок с неболь­ шим. Тем не менее художник своим высо­ ким гуманизмом, оптимизмом, тончайшими душевными переживаниями близок и поня­ тен современному зрителю. Центральное место в экспозициях по праву занимал «Автопортрет» 1926 года. Он отличается глубоким психологизмом, прекрасен по цвету и тонкой светотеневой проработке. Голубин в «’Автопортрете» как бы со стороны рассматривает себя, видит уже не первую седину, морщины... Усталые глаза, а в них — ум, решимость, непреклон­ ная воля, внутренняя красота умудренно­ го жизнью человека и невысказанная пе­ чаль. Не менее значительным на выставках был и «Портрет сына» (1915 г .)—юноша в красной косоворотке, может быть, впер­ вые в жизни так глубоко задумавшийся. Портрет был написан перед мобилизацией сына на фронт. 1В нем тревога за его судь­ бу, боязнь потерять его, боль сердца... В этих экопозициях «Автопортрет» и «Портрет сына» оказались рядом. Это — две линии одной жизни, и видится уже не разговор художника с самим собой, а его беседа с сыном. После победы Октября, который С. И. Голубин принял безоговорочно, он был среди тех советских художников, которые работали над образом человека нового об­ щества. К двадцатым годам, вошедшим в историю советского искусства как период вдохновенных творческих исканий, отно­ сятся основные портретные работы Голу­ бина. Его герои — рабочий, крестьянин, ин- теллигейт-труженик. Его идеал—образ дея­ тельного, энергичного человека с богатым

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2