Сибирские огни № 10 - 1983
основаниях повышенной прочности и дол говечности. Разработки проектировщиков позволили не только успешно решить вопросы обуст ройства и Эксплуатации месторождения в сложных условиях, но и сэкономить нема лые государственные средства. Применяе мая здесь система телемеханики с использо ванием автоматических замерных устройств значительно сократила численность обслу живающего персонала. Вообще,’ самое характерное для Самот- лора слово — «впервые». Впервые здесь была" сооружена и грехэтажная буровая — «поэтажка». Новый вариант установки ока зался значительно легче, благодаря сокра щению длины коммуникаций и более ком пактному расположению оборудования. Та кую буровую легче обогреть в холодное время, а это очень важно в наших услови ях. Я' еще — отпадает необходимость пе ремонтировать оборудование при передви жении установки внутри «куста». * * * В 1971—1975 годах я работал редакто ром, областной молодежной газеты «Тюмен ский комсомолец». Это было время фрон тального наступления на Самотлор и стремительного роста города Нижневартов ска. Город стал столицей месторождения, и от того, как развивалась столица, во мно гом зависела судьба всей тюменской нефти. Областной комитет 'ВЛКСМ уделял Ниж невартовску особое внимание. Естествен ным было желание журналистов молодеж ной газеты внести и свой посильный вклад в общее дело. / Молодые газетчики Анатолий Туринцев, Рафаэль Гольдберг, Александр Ш&ирикас и другие единодушно одобрили идею рей са «Под парусами» — проплыть по Туре, Тоболу, Иртышу и Оби 1475 километров от Тюмени до Самотлора, давая по пути ма териалы из городов н поселков, захлест нутых «нефтяной революцией». После дискуссий и уточнения деталей решено было от одного до другого пункта плыть любым видом водного транспорта. Членам бригады время от времени сме няться. Скажем, кто-то добрался до Хан ты-Мансийска, там уже ждет смена, а он с оперативными репортажами самолетом возвращается в редакцию. Подпись под всеми публикациями одна: «Вахтенный экипаж «Тюменского комсомольца»; Более двух месяцев на страницах газе ты появлялась ставшая привычной рубри ка «Под парусами». На ней была изобра жена старая лоцманская карта, штурвал, компас и — журналистские перья. По пе риметру шли названия населенных пунк тов, где делались остановки: Тюмень—То больск — Уват — Демьянское — Горно- правдинск — Ханты - Мансийск — Нефте юганск — Сургут — Мегион — Нижневар товск. Конечный пункт — столица Самот лора, главная молодежная стройка обла сти. Материал, посвященный Нижевартовску (его тогда порой называли еще Комсомоль ском-на-Оби), «вахтенный экипаж» озагла вил так: «Мы знали: город— будет!» Пуб ликация состояла из четырех репортажей. Репортаж гусиным пером. Его доверили писать Ивану Биняеву. В памятном 1964 году он в числе первых высадился на берег Оби, чтобы возводить новый город. Поче му бы не быть ему летописцем Нижневар товска? Ива« писал, что вначале ребята не име ли даже простой палатки, столь обожаемой песенниками. Ночевали у костров, а днем рубились сквозь тайгу. Потом стали про кладывать визиры, разбивать завтрашний город на кварталы. Первый репер — пря моугольный кедровый столбик — торжест венно вбили на углу будущих улиц Пио нерской и Нефтяников. Много интересного сообщил Иван Биня- ев: как пришли первые баржи и как раз гружали их «на досуге», то есть ночами, когда, уставшие, возвращались с просеки, как спорили, что построят —■магазин или клуб — на расчищенном ими месте, а по том построили телевышку, как радовались Дому культуры «Юбилейный», который казался тогда шедевром зодчества (никто и думать не хотел, что сооружали его по чертежам не то механических мастерских, не то склада)... Репортаж пером рондо. Бурильщик Ар слан Миннибаев берет ручку и безукориз ненным почерком с наклоном влево вписы вает очередную строку — нет, не в лето пись! — в вахтовый журнал бригады про- хбдчиков Александра Мигунова: «Пройде но 87 метров, забой — 1970 метров...» От нюдь не эпохальная строчка. Но разве не с таких же обычных слов начинался звезд ный час Самотлора на буровой № 200? Рядом с Арсланом — поммастера 'Вита лий Недобитков, один из первых выпускни ков Тюменского индустриального институ та. Руководителем дипломного проекта Ви талия был В. И. Муравленко. Тогда тема казалась несколько .преждевременной: «Ку стовое бурение наклонных скважин в За падной Сибири». Но Виктор Иванович по сле вручения первым тюменским нефтяни кам новехоньких «ромбиков» сказал Вита лию коротко: «Поезжай в Нижневартовск, ты там понадобишься». 1И не ошибся. Здесь молодому специалисту сразу же при шлось проверять на практике положения и выводы дипломной работы. Миннибаев закрыл журнал. Но в летопи си не должно быть пробелов. Члены «вах тенного экипажа» молодежной газеты' дол го думали, кто наиболее точно очертит об- .лик нефтяного города? Каким пером и кому вести следующий репортаж? Огненным пе ром электрода — трубопроводчику Петру Кузнецову? Пером № II—отличнику сред ней школы Алеше Семенову? Многоцвет ной шариковой ручкой —начальнику НГДУ Р. И. Кузоваткину? Остановились на самом беспристраст ном... Репортаж пером самописца. Летописец- самописец! Разве не здорово? .Умных1 при боров, улавливающих едва заметные изме нения, в столице Самотлора множество. Пунктуальные регистраторы событий есть у геофизиков, буровиков, нефтедобытчи ков. Есть и на дожимной насосной стан ции № 1. Он размещается в здании для системы автоматики и промысловой телемеханики всего месторождения. Сюда, в прохладную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2