Сибирские огни № 10 - 1983

основаниях повышенной прочности и дол­ говечности. Разработки проектировщиков позволили не только успешно решить вопросы обуст­ ройства и Эксплуатации месторождения в сложных условиях, но и сэкономить нема­ лые государственные средства. Применяе­ мая здесь система телемеханики с использо­ ванием автоматических замерных устройств значительно сократила численность обслу­ живающего персонала. Вообще,’ самое характерное для Самот- лора слово — «впервые». Впервые здесь была" сооружена и грехэтажная буровая — «поэтажка». Новый вариант установки ока­ зался значительно легче, благодаря сокра­ щению длины коммуникаций и более ком­ пактному расположению оборудования. Та­ кую буровую легче обогреть в холодное время, а это очень важно в наших услови­ ях. Я' еще — отпадает необходимость пе­ ремонтировать оборудование при передви­ жении установки внутри «куста». * * * В 1971—1975 годах я работал редакто­ ром, областной молодежной газеты «Тюмен­ ский комсомолец». Это было время фрон­ тального наступления на Самотлор и стремительного роста города Нижневартов­ ска. Город стал столицей месторождения, и от того, как развивалась столица, во мно­ гом зависела судьба всей тюменской нефти. Областной комитет 'ВЛКСМ уделял Ниж­ невартовску особое внимание. Естествен­ ным было желание журналистов молодеж­ ной газеты внести и свой посильный вклад в общее дело. / Молодые газетчики Анатолий Туринцев, Рафаэль Гольдберг, Александр Ш&ирикас и другие единодушно одобрили идею рей­ са «Под парусами» — проплыть по Туре, Тоболу, Иртышу и Оби 1475 километров от Тюмени до Самотлора, давая по пути ма­ териалы из городов н поселков, захлест­ нутых «нефтяной революцией». После дискуссий и уточнения деталей решено было от одного до другого пункта плыть любым видом водного транспорта. Членам бригады время от времени сме­ няться. Скажем, кто-то добрался до Хан­ ты-Мансийска, там уже ждет смена, а он с оперативными репортажами самолетом возвращается в редакцию. Подпись под всеми публикациями одна: «Вахтенный экипаж «Тюменского комсомольца»; Более двух месяцев на страницах газе­ ты появлялась ставшая привычной рубри­ ка «Под парусами». На ней была изобра­ жена старая лоцманская карта, штурвал, компас и — журналистские перья. По пе­ риметру шли названия населенных пунк­ тов, где делались остановки: Тюмень—То­ больск — Уват — Демьянское — Горно- правдинск — Ханты - Мансийск — Нефте­ юганск — Сургут — Мегион — Нижневар­ товск. Конечный пункт — столица Самот­ лора, главная молодежная стройка обла­ сти. Материал, посвященный Нижевартовску (его тогда порой называли еще Комсомоль­ ском-на-Оби), «вахтенный экипаж» озагла­ вил так: «Мы знали: город— будет!» Пуб­ ликация состояла из четырех репортажей. Репортаж гусиным пером. Его доверили писать Ивану Биняеву. В памятном 1964 году он в числе первых высадился на берег Оби, чтобы возводить новый город. Поче­ му бы не быть ему летописцем Нижневар­ товска? Ива« писал, что вначале ребята не име­ ли даже простой палатки, столь обожаемой песенниками. Ночевали у костров, а днем рубились сквозь тайгу. Потом стали про­ кладывать визиры, разбивать завтрашний город на кварталы. Первый репер — пря­ моугольный кедровый столбик — торжест­ венно вбили на углу будущих улиц Пио­ нерской и Нефтяников. Много интересного сообщил Иван Биня- ев: как пришли первые баржи и как раз­ гружали их «на досуге», то есть ночами, когда, уставшие, возвращались с просеки, как спорили, что построят —■магазин или клуб — на расчищенном ими месте, а по­ том построили телевышку, как радовались Дому культуры «Юбилейный», который казался тогда шедевром зодчества (никто и думать не хотел, что сооружали его по чертежам не то механических мастерских, не то склада)... Репортаж пером рондо. Бурильщик Ар­ слан Миннибаев берет ручку и безукориз­ ненным почерком с наклоном влево вписы­ вает очередную строку — нет, не в лето­ пись! — в вахтовый журнал бригады про- хбдчиков Александра Мигунова: «Пройде­ но 87 метров, забой — 1970 метров...» От­ нюдь не эпохальная строчка. Но разве не с таких же обычных слов начинался звезд­ ный час Самотлора на буровой № 200? Рядом с Арсланом — поммастера 'Вита­ лий Недобитков, один из первых выпускни­ ков Тюменского индустриального институ­ та. Руководителем дипломного проекта Ви­ талия был В. И. Муравленко. Тогда тема казалась несколько .преждевременной: «Ку­ стовое бурение наклонных скважин в За­ падной Сибири». Но Виктор Иванович по­ сле вручения первым тюменским нефтяни­ кам новехоньких «ромбиков» сказал Вита­ лию коротко: «Поезжай в Нижневартовск, ты там понадобишься». 1И не ошибся. Здесь молодому специалисту сразу же при­ шлось проверять на практике положения и выводы дипломной работы. Миннибаев закрыл журнал. Но в летопи­ си не должно быть пробелов. Члены «вах­ тенного экипажа» молодежной газеты' дол­ го думали, кто наиболее точно очертит об- .лик нефтяного города? Каким пером и кому вести следующий репортаж? Огненным пе­ ром электрода — трубопроводчику Петру Кузнецову? Пером № II—отличнику сред­ ней школы Алеше Семенову? Многоцвет­ ной шариковой ручкой —начальнику НГДУ Р. И. Кузоваткину? Остановились на самом беспристраст­ ном... Репортаж пером самописца. Летописец- самописец! Разве не здорово? .Умных1 при­ боров, улавливающих едва заметные изме­ нения, в столице Самотлора множество. Пунктуальные регистраторы событий есть у геофизиков, буровиков, нефтедобытчи­ ков. Есть и на дожимной насосной стан­ ции № 1. Он размещается в здании для системы автоматики и промысловой телемеханики всего месторождения. Сюда, в прохладную

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2