Сибирские огни № 10 - 1983
неврировать позволят. И, слушай, будут дешевы! Эксперимент вступал в новую стадию. * * * Буровая на воздушной подушке, «паря щие» грузовые платформы, вездеход «Тю мень», блочные кустовые насосные стан ция-, впервые в готовом виде доставленные на Самотлор специалистами треста Тюмень- газмонтаж, прогрессивная технология "бу рения, прокладка дорог в самых недоступ ных местах — все •это и многое другое сделали месторождение поистине испыта тельным полигоном. Покорители Самотлора шутят: мол, забо лоченность месторождения составляет лишь шестьдесят процентов. Так он-о и есть, по скольку остальные сорок процентов зани мает вода — сам Самотлор и мелкие озе ра. Каким же образом бурить? На схеме точки обозначены в виде густой четкой сетки — никуда не отступишь, не сдви нешься. Да и куда отступать, если повсю ду топь? Каких только предложений не было: и осушить территорию, а потом бурить, и, на оборот, прорыть каналы, по которым пу стить плавучие установки. Кое-кто предла гал бурить только зимой, когда болота и озера замерзают, а летом отдыхать. Нако нец побешу одержала идея наклонно-на правленного бурения. Но сколько скважин вести с одного основания? И здесь мог от ветить только промышленный эксперимент. Так родились знаменитые самотлорские «кусты»,- представляющие собой насыпные островки суши, с которых круглый год ве дется проходка наклонно-направленным ме тодом. Не было общего мнения и относительно разбуривания куп-ола месторождения, кото рый оказался как раз под Самотлором. Не дожидаясь результата споров, группа тех нологов под руководством А. Ф. Германова в холодные январские дни произвела про меры льда, воды и грунта. Затем бульдозе ристы из специализированного стройуправ ления № 3 очистили -от снега площадку сто на сто метров. Вскоре мелкое озеро про мерзло в этом месте до самого дна. Оста валось, используя технику, выбрать лед и ил до твердого суглинка, что и было сделано. К котловану двинулись колонны само свалов, груженных песком. К концу апреля завезли около 25 тысяч кубометров грунта. И посреди озера, более чем в километре от берега, возник искусственный остров. Чтобы укрепить его, перед тем как монти ровать здесь вышку, вогнали в глубину 56 металлических свай, скрепили их специ альным каркасом, а по поверхности уло жили железнодорожное полотно. Так был подготовлен плацдарм для проникновения в самый центр нефтяной залежи. Работники СУ-909 под наблюдением' уче ных из Тюменского инженерно-строитель ного института и Омского филиала С-оюз- дорНИИ начали отсыпку грунта для стро ительства бетонной дороги через Самотлор. Тоже был эксперимент: подобных операций нигде в стране не осуществляли. Такая трасса позарез нужна была буровикам и вышкомонтажникам. Поэтому на комсо мольско-молодежном участке Владимира Лейтланда организовали отсыпку в три смены. Парни — те, что проложили бетон ную магистраль вокруг озера (знаменитое «Сам-отлор-ское кольцо»), — считали себя полноправными участниками эксперимента и трудились поэтому, не жалея ни сил, ни времени. Сейчас озеро и его окрестности изрезаны дорогами вдоль и поперек, сооружение их считается делом обычным, а тогда все бы ло впервые, до каждой истины добирались методом проб и ошибок. Однажды мне позвонил кандидат геоло го-минералогических наук И. П. Толсто- лыткин. Игорь Петрович долгое время воз главлял в Нижневартовске совет молодых ученых и специалистов, был не понаслышке знаком со многими дерзкими -идеями. — Завтра, — сообщил он мне, — в гео физическом тресте состоится защита ди пломных работ выпускников Тюменского индустриального института. Приходи, бу дет интересно. Среди прочих защищается Эдуард Лукьянов. Тот самый... Как же, помню: на одной из научно; практических конференций молодой боро датый геофизик с Севера выступил с до кладом, который поразил присутствовав ших крупных ученых глубиной, новизной, смелостью. — Это же почти кандидатская диссерта ция! — сказали Лукьянову в перерыве. — Давайте-ка начинайте -оформлять свой труд, как положено... Тут, однако, выяснилось, что у бородато го докладчика нет высшего образования. Маститые только руками развели: ну и ну — практик без вузовской базы с «почер ком» сложившегося учено-го-исследо-вателя! Друзья уговорили Эдуарда поступить в институт на заочное. И вот завтра — за щита диплома. Суть исследований, о которых говорил выпускник, в общих чертах была ясна и непосвященному. Чтобы взять нефть Са мотлора, надо пробурить тысячи и тыся чи скважин. Этим заняты десятки бригад. Но как бы ни были опытны проходчики, действуют они, по существу, вслепую. По ставить ли новое долото, изменить ли ре жим бурения — подсказывает лишь интуи ция, чутье. А это далеко не самый совер шенный «механизм». Лукьянов придумал аппаратуру, которая позволяет, не прерывая бурения, постоянно знать, что происходит там, в глубине: -какая температура, какова прочность породы, в каком состоянии долото... Имея перед со бой все параметры, нетрудно вести проход ку оптимальным образом. Итог долгой и кропотливой работы Эду арда Евгеньевича — автоматическая стан ция параметров бурения (АСПБ).' Едва появившись на свет, она стала предметом самых заветных желаний всех промысло вых геофизиков страны. Удалось собрать несколько АСПБ, отправить в различные области и республики. Только эт-о не вы ход. Дело за серийным производством станций. Защита диплома прошла блестяще. Сно ва Лукьянову говорили: на основе богатей-, шего материала, которым он располагает, можно написать целую монографию. (Забегая вперед, скажу: Э. Е. Лукьянов, начавший, по сути, новое направление в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2