Сибирские огни № 10 - 1983

* • * Вертолет делает крутой вираж, потом выравнивается, и Нижневартовск начинает медленно отдаляться. Мы летим к месту испытания буровой на воздушной подушке. Это достаточно далеко. Глядя на задремав­ ших спутников, я вспоминаю детали минув­ шего дня. Прибыв в Нижневартовск, мы, группа журналистов, поселились в гостинице «Обь». Там же, в комнате № 21, где остановился заместитель начальника Главтюменьнефте- газа М. Н. Сафиуллин, состоялась неболь­ шая пресс-конференция. Все знали Михаи­ ла Николаевича как горячего сторонника экспериментов с воздушной подушкой, ее «крестного отца», поэтому недостатка в во­ просах не было. ...Эпопея разматывалась, захватывая нас в свой пестрый водоворот. Как в докумен­ тальном кино, чередой проходили годы, лю­ ди, события. Переворачивались исхлестан­ ные пеной суда, громыхали над землей не­ виданные танки, песчаные1смерчи заметали сооружения, в расчетах которых были до­ пущены ошибки. Вереницу зарубежных изобретателей сменяли сыны России — Ци­ олковский, Кибальчич, Левков. Воздушную подушку пытались использовать всюду. Но оказалась она штукой прекаверзной, и все придуманные механизмы получались то громоздкими, то неустойчивыми, то, устрашающе шумными, а главное —неэко­ номичными. И бум пошел на убыль. От подушки поч­ ти отказались. Авторитеты-словом «беспер­ спективно» наложили на нее крест. Кто же возродил к жизни идею — и не только воз­ родил, а добился несомненного успеха? Мальчишки! Ребята приехали в Тюмень после инсти­ тута из Челябинска. Они были начинены идеями, которые в опальный для воздуш­ ной подушки период казались полубредо- выми. Лесовозы, идущие по бездорожью, гусеничные машины на поверхности рек... Но в нефтяйом главке .их спросили ко­ ротко: — Буровую вышку поднимете? Летали на промыслы, Смотрели, прики­ дывали. И — ряды энтузиастов стали ре­ деть. Работы было невпроворот. Главк ведь не завод и не лаборатория — дело продви­ галось туго. Монолит «могучей кучки» да­ вал все больше трещин, и в итоге «воздуш­ ников» осталось, по существу, только трое: Владимир Шибанов, самый преданный дерзкой идее человек, Марс Зиннатуллин — мастер воплощать теоретические выкладки в металле, и Владимир Кокшаров — он ув­ лекся этим «рисковым» делом несколько позднее. Первая проверка оставила в душе нова­ торов двойственное чувство. Вышку подня­ ли. Конечно, это была победа, но она ока­ залась лишь одним шагом по дороге, ухо­ дившей за горизонт. Брезентовая завеса, под которую компрессоры гнали мощные воздушные струи, н* выдерживала нагрузки, лопалась. Снова расчеты, поиски, долгие месяцы мелких удач и больших неприятностей. Вы­ яснилось: верх завесы нужно делать не из брезента, а из металла. Выяснилось также: герметичность не обязательна, мелких по­ терь воздуха можно не бояться. Выяснилось еще: настоящий успех придет в том случае, если будут решены три проблемы — устой­ чивость, тяга, управляемость. Второе серьезное испытание — оно про­ ходило в Нижневартовске при сорокагра­ дусном морозе — принесло новые заботы. Опять надо было что-то переделывать, ме­ нять, искать... И вот наступил канун первой промыш­ ленной проверки, самого, пожалуй, серьез­ ного экзамена. Удалось решить задачу большой важности. Еще никто в мире не подымал в воздух такой махины, как бу­ ровая установка весом в 160—-180 тонн. Нам предстояло стать свидетелями ее пе­ редвижения... 1 Вертолет наконец идет на посадку, каса­ ется земли. Под крутящиеся лопает^ шага­ ет молодой человек. Представляется: — Шибанов. Мы смотрим на буровую. Эта сорокамет­ ровая конструкция скоро должна стать не­ весомой. Несмотря на теоретическую под­ готовку, которую мы получили, затея ка­ жется весьма сомнительной. В 13.00 трактористы Иван Вечканов и Ганс Миндибаев «впрягают» свои стальные машины. Тросы натягиваются. На буровой начинают работать дизели, и тут же разда­ ется вой вентилятора. Брезентовый «пирог» под вышкой раздувается, из-под него, взвихривая снег, со свистом вылетает воз­ дух. Шибанов, с белой палочкой в руке, как дирижер,— перед тракторами. Внимание- Взмах! Тяжелые машины елозят прочен­ ными гусеницами, сгребают снег, добирают­ ся до стылой земли. Буровая ни с места... Спокойно! Шибанов объясняет: видимо, вмерзли в грунт опорные колеса. Он дает сигнал «впрячь» еще один трактор. 13.07. Послушный белой палочке «хор» настраивается и замирает. Взмах! Буровая вздрагивает и—трогается с места! 13.27. Чтобы преодолеть трудный участок, Шибанов подключает четвертый трактор. 14.05. Впереди равнина. Многотонную громадину, которая почти не касается зем­ ли, легко увлекает один трактор. Остается след от его гусениц, а где проплыла выш­ ка — лишь распрямляется освобожденная от снега высокая осенняя трава. «Пирог» подушки скользит, будто кусок масла на горячей сковородке. На следующий день мороз отпустил, не­ бо заволокло тучами, густо повалили сырые хлопья. Поскучневший Марс Зиннатул­ лин — ему надо было вылететь в Сургут — сидел у окна приютившего нас вагончика. — Знаешь, что хочу сказать,—произнес он вдруг,— удивительное дело выходит: _ испытания успешные, а все опять только ‘ начинается. Если топи или озеро, тот же Самотлор, — как тащить буровую? Тракто­ ром? Не пройдет. Вертолетом? Можно, но дорого и хлопотно. Значит — самоходная буровая?! Мы уже прикинули... Надо ис­ пользовать отработавшие ресурс авиацион­ ные реактивные двигатели. Они и вентиля­ тор заменят, и дадут ход буровой, и ма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2