Сибирские огни № 10 - 1983
* • * Вертолет делает крутой вираж, потом выравнивается, и Нижневартовск начинает медленно отдаляться. Мы летим к месту испытания буровой на воздушной подушке. Это достаточно далеко. Глядя на задремав ших спутников, я вспоминаю детали минув шего дня. Прибыв в Нижневартовск, мы, группа журналистов, поселились в гостинице «Обь». Там же, в комнате № 21, где остановился заместитель начальника Главтюменьнефте- газа М. Н. Сафиуллин, состоялась неболь шая пресс-конференция. Все знали Михаи ла Николаевича как горячего сторонника экспериментов с воздушной подушкой, ее «крестного отца», поэтому недостатка в во просах не было. ...Эпопея разматывалась, захватывая нас в свой пестрый водоворот. Как в докумен тальном кино, чередой проходили годы, лю ди, события. Переворачивались исхлестан ные пеной суда, громыхали над землей не виданные танки, песчаные1смерчи заметали сооружения, в расчетах которых были до пущены ошибки. Вереницу зарубежных изобретателей сменяли сыны России — Ци олковский, Кибальчич, Левков. Воздушную подушку пытались использовать всюду. Но оказалась она штукой прекаверзной, и все придуманные механизмы получались то громоздкими, то неустойчивыми, то, устрашающе шумными, а главное —неэко номичными. И бум пошел на убыль. От подушки поч ти отказались. Авторитеты-словом «беспер спективно» наложили на нее крест. Кто же возродил к жизни идею — и не только воз родил, а добился несомненного успеха? Мальчишки! Ребята приехали в Тюмень после инсти тута из Челябинска. Они были начинены идеями, которые в опальный для воздуш ной подушки период казались полубредо- выми. Лесовозы, идущие по бездорожью, гусеничные машины на поверхности рек... Но в нефтяйом главке .их спросили ко ротко: — Буровую вышку поднимете? Летали на промыслы, Смотрели, прики дывали. И — ряды энтузиастов стали ре деть. Работы было невпроворот. Главк ведь не завод и не лаборатория — дело продви галось туго. Монолит «могучей кучки» да вал все больше трещин, и в итоге «воздуш ников» осталось, по существу, только трое: Владимир Шибанов, самый преданный дерзкой идее человек, Марс Зиннатуллин — мастер воплощать теоретические выкладки в металле, и Владимир Кокшаров — он ув лекся этим «рисковым» делом несколько позднее. Первая проверка оставила в душе нова торов двойственное чувство. Вышку подня ли. Конечно, это была победа, но она ока залась лишь одним шагом по дороге, ухо дившей за горизонт. Брезентовая завеса, под которую компрессоры гнали мощные воздушные струи, н* выдерживала нагрузки, лопалась. Снова расчеты, поиски, долгие месяцы мелких удач и больших неприятностей. Вы яснилось: верх завесы нужно делать не из брезента, а из металла. Выяснилось также: герметичность не обязательна, мелких по терь воздуха можно не бояться. Выяснилось еще: настоящий успех придет в том случае, если будут решены три проблемы — устой чивость, тяга, управляемость. Второе серьезное испытание — оно про ходило в Нижневартовске при сорокагра дусном морозе — принесло новые заботы. Опять надо было что-то переделывать, ме нять, искать... И вот наступил канун первой промыш ленной проверки, самого, пожалуй, серьез ного экзамена. Удалось решить задачу большой важности. Еще никто в мире не подымал в воздух такой махины, как бу ровая установка весом в 160—-180 тонн. Нам предстояло стать свидетелями ее пе редвижения... 1 Вертолет наконец идет на посадку, каса ется земли. Под крутящиеся лопает^ шага ет молодой человек. Представляется: — Шибанов. Мы смотрим на буровую. Эта сорокамет ровая конструкция скоро должна стать не весомой. Несмотря на теоретическую под готовку, которую мы получили, затея ка жется весьма сомнительной. В 13.00 трактористы Иван Вечканов и Ганс Миндибаев «впрягают» свои стальные машины. Тросы натягиваются. На буровой начинают работать дизели, и тут же разда ется вой вентилятора. Брезентовый «пирог» под вышкой раздувается, из-под него, взвихривая снег, со свистом вылетает воз дух. Шибанов, с белой палочкой в руке, как дирижер,— перед тракторами. Внимание- Взмах! Тяжелые машины елозят прочен ными гусеницами, сгребают снег, добирают ся до стылой земли. Буровая ни с места... Спокойно! Шибанов объясняет: видимо, вмерзли в грунт опорные колеса. Он дает сигнал «впрячь» еще один трактор. 13.07. Послушный белой палочке «хор» настраивается и замирает. Взмах! Буровая вздрагивает и—трогается с места! 13.27. Чтобы преодолеть трудный участок, Шибанов подключает четвертый трактор. 14.05. Впереди равнина. Многотонную громадину, которая почти не касается зем ли, легко увлекает один трактор. Остается след от его гусениц, а где проплыла выш ка — лишь распрямляется освобожденная от снега высокая осенняя трава. «Пирог» подушки скользит, будто кусок масла на горячей сковородке. На следующий день мороз отпустил, не бо заволокло тучами, густо повалили сырые хлопья. Поскучневший Марс Зиннатул лин — ему надо было вылететь в Сургут — сидел у окна приютившего нас вагончика. — Знаешь, что хочу сказать,—произнес он вдруг,— удивительное дело выходит: _ испытания успешные, а все опять только ‘ начинается. Если топи или озеро, тот же Самотлор, — как тащить буровую? Тракто ром? Не пройдет. Вертолетом? Можно, но дорого и хлопотно. Значит — самоходная буровая?! Мы уже прикинули... Надо ис пользовать отработавшие ресурс авиацион ные реактивные двигатели. Они и вентиля тор заменят, и дадут ход буровой, и ма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2