Сибирские огни № 10 - 1983
Помню, обожгло меня тогда своей поэ тической точностью словосочетание — «яровое дерево». Очень уж необычно поя вилось оно в песенной истории о влюблен ных. Исчез за поворотом костерок, оставив в душе загадку, недосказанность. Невольно выплыла из Памяти сибирская пословица; «В ельнике.— трудиться, в березняке — веселиться, в кедраче — богу молиться...» Вот ведь и в песне сказано: «А ходи с почтением да ®о кедры...» Прекрасна народная традиция — обра щаться в песне к дереву. В европейской части России. — к рябине, клену, березе, в Сибири — к кедру. Потому как кедр, по определению сибиряков, «царь Тайгн», «ба тюшка», «великан», «патриарх сибирский», «кормилец». Плодойося, он помогает щед ро плодоносить всему окружающему. В дни конференции услышал я новое для себя определение кедру; «памятник при роды». Затем еще одно — «памятник культуры». И вновь испытал необычное волнение, как в свое время на Оби, слушая песню про яровое дерево. Прав, ох, как прав Л. Леонов: лес и ро дина для русского человека неотделимы. Лес встречал его лубяной зыбкой, кормил, одевал, охранял от врагов. Изба, изгородь, соха, сани, прялки, мебель, лоЖка, лапти, посуда и многое другое — все это давал ему лес, а вместе с тем — вольный, миролюби вый, сильный характер, широту и друже любие. Познание природы — это познание себя • самого. Кедр воистину памятник культуры. Памятник живой, созидающий, От доброго и плодоносящего слова «па мять». В Университетской роще он стоит в общем ряду, неподалеку от берез, топо лей, вязов — как символ могучей а пло доносной Сибири. К ПОДЗЕМНЫМ КЛАДОВЫМ В 1879 году — почти одновременно были напечатаны новые книги всемирно (известного к тому времени французского писателя Жюля Верна «Пятьсот миллио нов Бегумы» — об ученом-человеконша- вистнике, который стремился к мировому господству, и «Михаил Строгов, или нео быкновенное. путешествие от Москвы до Иркутска» — о герое-патриоте, озабочен ном судьбой своей страны. Обе книги зна меновали новый этап в творчестве мастера научно-фантастического и приключенческо- географического романа, обе привлекли внимание современников необычностью ^гем, материала, предвидением открытий. Особенно .заинтриговала читателей «си бирская книга». 1В ней точно, со знанием дела описывались Омск, Томск, Иркутск и другие неизвестные или дотоле малоиз вестные европейцам сибирские города, Природа Сибири, быт и нравы сибиряков, их развлечения. К сожалению, мало кто обратил тогда внимание на те страницы романа, в кото рых говорилось... о существовании в Сиби ри нефтяных промыслов. А те, кто и Обра тил, восприняли их как очередную выдумку писателя, не очень удачную фантастику. На какие же факты могло опираться предвидение Жюля Верна о нефтяных ме сторождениях Сибири? — Прежде всего на свидетельства князя Петра Алексеевича Кропоткина и его жены Софьи Григорь евны. В Томске трагически оборвалась жизнь старшего из братьев — Александра Алек сеевича, сосланного в Сибирь за стремле ние помочь младшему вырваться из Петро павловской крепости. Но в Томске же ро дилась, (выросла, окончила Мариинскую женскую гимназию Софья Григорьевна Ананьева-Рабинович. Родители ее, люди состоятельные, натравили дочь для про хождения учебы в Швейцарию. Там и по знакомилась она с человеком, овеянным славой бунтаря-анархиста, сумевшим выр ваться из самого (недоступного застенка России. Позже в знаменитых своих «Записках революционера» (1902) Петр Алексеевич Кропоткин напишет: ¿Повесть Тургенева «Накануне» определила с ранних лет мое отношение к женщине и, если мне выпало редкое счастье найти жену по сердцу и Прожить счастливо более двадцати лет, Этим я обязан Тургеневу». И дальше: «...при содействии моей жены, с которой я обсуждал (всегда (всякое событие и всякую проектируемую статью а которая была всегда стропим критиком моих произведе ний, я написал лучшие мои статьи для «Бунтовщика»™ *. В числе тех, с кем суждено было подру житься Кропоткиным за границей, оказа лись их любимые писатели — И. С. Турге нев и Жюль Верн. Жюль Веря был наслышан о Кропотки не, знал мнение о нем Тургенева, а потому надеялся, что знакомство с русским уче ным-революционером поможет ему сделать образ Михаила Строгова более достовер ным, (рельефным, ярким, обогатит его но выми знаниями о Сибири. Так оно и слу чилось. Кропоткины произвели на писателя .глу бокое? впечатление — тактом, прямотой суждений, разносторонностью интересов, нежностью друг к другу, сквозившей в каждом слове, каждом взгляде. Узнав, Что Софья Григорьевна родом из Сибири, из Томска, Жюль Верн засыпал ее вопроса ми. Его интересовало буквально все — при рода, местные обычаи, нравы купечества, досуг, развлечения сибиряков, достоприме чательности Томска. Софья Григорьевна отвечала охотно, красочно, подробно. Она- то и поведала писателю о том, что слышала от томских купцов, ямщиков, прасолов: с некоторых пор коренные сибиряки, охотни ки и рыбари стали примечать по берегам рек, на ржави таежных болот, выбросы густой маслянистой жидкости, а по но чам — таинственные свечения... Кропоткин тоже встречал подобные выб росы и свечения, правда, не в Западной, а в Восточной Сибири. Они могут свидетель ствовать о наличии в таежных глубинках нефти... Рассказы Софьи Григорьевны и Петра Алексеевича подсказали Жюлю Верну но- ‘ Газета анархистов, основанная П. А. Кропот киным в Женеве в 1879 году. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2