Сибирские огни № 10 - 1983

ОЧЕРК Ж ПУБЛИЦИСТИКА Сергей Заплавнмй СИБИРСКИЕ АФИНЫ ДРЕВО ЖИЗНИ Много сложено легенд о березе. Соглас­ но одним — это священное дерево. Соглас­ но другим — символ женской яистоты. Из народных сказдний П'Ришдо к восточным славянам ренское имя береза. У русских существовал заговор: «На мере на Окияне, на острове Кургане етонт белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями*, §верх ко­ реньями — значит, питающаяся соками все­ ленной. И снова — символ. Символ перво­ человека, ставшего осью мира. Тело его подобно древу—древу жизни, древу плодо­ родия, древу восхождения. Душа беско­ нечна, будто корни, жизнь тленна, как вет­ ви, а потому они стремятся не от земли, а к земле... Была своя легенда о березе и у коренных народов Сибири. Она по-северному скупа и немногословна: там, где появится белое де­ рево, жди белого человека, они неразлуч­ ны, как брат и сестра... А ведь по сути своей это и не сказка вовсе. Так оно и было на самом деле. Пер­ вые русские люди продвигались в Сибирь все больше пешим ходом, северными тро­ пами. На привалах снимали обутки, давая отдых ногам, стирали и сушили одежду, раскладывали тряпицы с провизией, заво­ дили костры. Семена березы летучи. Ветер ронял их на вещи походников, запрятывал в потаенные места. А через сотни и тысячи верст, сами о том не ведая, ходоки вытря­ хивали те семена. И поднимались в темно­ хвойной тайге белоствольные деревья вниз кореньями, вверх ветвями. И это тоже бы­ ло дерево жизни. На коре этого дерева — бересте — рус­ ские люди писали прошения лешакам, хо­ зяевам леса и зверей, злым духам чащоб, моля для себя мира и здравия. Прошения Новые главы «Рассказов о Томске*. Начало опубликовано в № 9 за 1979 г. ш свои оставляли они в дуплах, на еучках, в складках стволов, И «лешие» щедро одари­ вали их г-* белыми и другими грибами, яго­ дами, целебными наростами, сладкой бе- резовицей... Поначалу местные люди никак не могли отгадать загадку русских: «Стоит дерево цодрдец,,,* И тогда русские вели своих новых зна­ комых в отстроенные на новом месте бани, парили березовыми вениками, приговари­ вая: это первое угодье — хворь выгоняет, жизнь прибавляет. Потом зажигали лучи­ ну: это второе угодье, без него человек в своей избе заблудится. Трогали берестяную люльку с младенцем: а вот и третье уго­ дье; из березовой кожи не только люльки сподручно делать, но и лубки — для хво­ рых и переломленных. Четвертое угодье — березовый сок. Чем не колодец с живой водой? Удивлялись местные люди мудрости бе­ лых людей, силе белого дерева, приспосаб­ ливали его к своей жизни: шили берестя­ ные лодки, делали наголовники, чертили на коре. Рассказывали: встречали-де они на южных землях Сибири, там, где обрывает­ ся лес и начинается степь, такую же вот белую тайгу. Это стена, за которую не ве­ лят ступать духи темнохвойной тайги, у которой свое священное дерево есть — кедр. В нем тоже много угодий. Перво-на­ перво плоды-орехи. Жизнь они делают длинной, болезни — короткими. Слезы кед­ ра (живица) затягивают раны, помогают справиться с любой хворью. Из кедра по­ лучаются самые крепкие убежища для жилья, они не пропускают воду, не рассы­ паются в земле. Под крышей кедра при­ вольно любому зверю и птице — соболям, бобрам, горностаям, куницам, белкам, мед­ ведю, маралу... Охотно растут возле него цветом зелено, в атом дереве четыре уго­ дья; первое — больным на здоровье, дру- * гое —<от темноты свет, третье — беспо­ мощных пеленание, а четвертое — людям

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2