Сибирские огни № 10 - 1983
ОЧЕРК Ж ПУБЛИЦИСТИКА Сергей Заплавнмй СИБИРСКИЕ АФИНЫ ДРЕВО ЖИЗНИ Много сложено легенд о березе. Соглас но одним — это священное дерево. Соглас но другим — символ женской яистоты. Из народных сказдний П'Ришдо к восточным славянам ренское имя береза. У русских существовал заговор: «На мере на Окияне, на острове Кургане етонт белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями*, §верх ко реньями — значит, питающаяся соками все ленной. И снова — символ. Символ перво человека, ставшего осью мира. Тело его подобно древу—древу жизни, древу плодо родия, древу восхождения. Душа беско нечна, будто корни, жизнь тленна, как вет ви, а потому они стремятся не от земли, а к земле... Была своя легенда о березе и у коренных народов Сибири. Она по-северному скупа и немногословна: там, где появится белое де рево, жди белого человека, они неразлуч ны, как брат и сестра... А ведь по сути своей это и не сказка вовсе. Так оно и было на самом деле. Пер вые русские люди продвигались в Сибирь все больше пешим ходом, северными тро пами. На привалах снимали обутки, давая отдых ногам, стирали и сушили одежду, раскладывали тряпицы с провизией, заво дили костры. Семена березы летучи. Ветер ронял их на вещи походников, запрятывал в потаенные места. А через сотни и тысячи верст, сами о том не ведая, ходоки вытря хивали те семена. И поднимались в темно хвойной тайге белоствольные деревья вниз кореньями, вверх ветвями. И это тоже бы ло дерево жизни. На коре этого дерева — бересте — рус ские люди писали прошения лешакам, хо зяевам леса и зверей, злым духам чащоб, моля для себя мира и здравия. Прошения Новые главы «Рассказов о Томске*. Начало опубликовано в № 9 за 1979 г. ш свои оставляли они в дуплах, на еучках, в складках стволов, И «лешие» щедро одари вали их г-* белыми и другими грибами, яго дами, целебными наростами, сладкой бе- резовицей... Поначалу местные люди никак не могли отгадать загадку русских: «Стоит дерево цодрдец,,,* И тогда русские вели своих новых зна комых в отстроенные на новом месте бани, парили березовыми вениками, приговари вая: это первое угодье — хворь выгоняет, жизнь прибавляет. Потом зажигали лучи ну: это второе угодье, без него человек в своей избе заблудится. Трогали берестяную люльку с младенцем: а вот и третье уго дье; из березовой кожи не только люльки сподручно делать, но и лубки — для хво рых и переломленных. Четвертое угодье — березовый сок. Чем не колодец с живой водой? Удивлялись местные люди мудрости бе лых людей, силе белого дерева, приспосаб ливали его к своей жизни: шили берестя ные лодки, делали наголовники, чертили на коре. Рассказывали: встречали-де они на южных землях Сибири, там, где обрывает ся лес и начинается степь, такую же вот белую тайгу. Это стена, за которую не ве лят ступать духи темнохвойной тайги, у которой свое священное дерево есть — кедр. В нем тоже много угодий. Перво-на перво плоды-орехи. Жизнь они делают длинной, болезни — короткими. Слезы кед ра (живица) затягивают раны, помогают справиться с любой хворью. Из кедра по лучаются самые крепкие убежища для жилья, они не пропускают воду, не рассы паются в земле. Под крышей кедра при вольно любому зверю и птице — соболям, бобрам, горностаям, куницам, белкам, мед ведю, маралу... Охотно растут возле него цветом зелено, в атом дереве четыре уго дья; первое — больным на здоровье, дру- * гое —<от темноты свет, третье — беспо мощных пеленание, а четвертое — людям
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2