Сибирские огни, № 9 - 1983
В достаточно богатой и разнообразной американской антивоенной литературе «Джонни получил винтовку» занимает, на мой взгляд, совершенно особое место. Прежде всего это роман не просто о «потерянном поколении», как с барственным пренебрежением назвала новых авторов начала двадцатых годов американская писа тельница-модернистка Гертруда Стайн. Герои Ремарка, Хемингуэя, пережив первое ослепление войной, романтикой боя, видят, что мир, в который они верили и, каза лось им, защищали, гибнет, распадается, превращается в сумасшедший дом. Война для них отныне — это бессмысленная и ненавистная работа, когда исчезает даже чувство ненависти к противнику, когда нет чести героям этой бойни, все жертвы которой напрасны... Ричард Олдингтон назвал свою книгу «Смерть героя» «...надгроб ным плачем, слабой попыткой создать памятник поколению, которое на многое на деялось, честно боролось и глубоко страдало». Крахом, крушением, душевной смертью кончалась для этих героев даже попытка обрести себя в мирной жизни. Дальтон Трамбо создает совершенно иную книгу. Он поворачивает сюжет иной стороной, его роман не о «смерти героя» и не о «сепаратном перемирии». У его героя есть имя — Джон Бонхэм, Джонни. Но могло бы и не быть, потому что Дальтон Трамбо, делая его типичным американским парнем откуда-то из коло радской глубинки, вырисовывает в то же время страшный символ —ЖЕРТВУ ВОИ НЫ. Это одна из сильных сторон романа — но в ней же и залог его слабости, впро чем, с лихвой перекрытой его достоинствами. Книга Трамбо еще и о том, какую цену человек платит иногда за прозрение, за то, что раньше избегал задумываться над важными и сложными вещами. Джонни война касается поначалу, как и всех, вялым интересом, например, к то му, «...вступит ли в войну Румыния. Это почему-то казалось всем оч'ёнь важным. О Румынии он ничего никогда не слышал, разве что на уроках географии». Тяжек путь, который герою приходится пройти от этой мысли к другой. «Он лежал и думал: эх, Джонни, Джонни, разве здесь твое место? И разве для тебя эта война?.. На чёрта тебе все эти Германии, Франции, Англии или даже Вашингтон?». Эпизод за эпизодом — воспоминания Джонни о детстве, юности, влюбленности, драках и странствиях перемежаются с полугаллюцинаторными, беспомощными по пытками разобраться, где он и куда он, собственно, ранен. В хемингуэевской «Фиесте» Джейк Барнс жив и здоров только внешне — война оскопила его и душевно и буквально. Джо Бонхэм теряет все — ему не нужно даже имя: в результате страшного ранения он теряет обе руки, ноги, лицо. Способность го ворить, видеть, плакать и есть. Он питается через кишечный зонд, дышит через тра хейный зонд, испражняется через катетер. Он потерял все —кроме кожной чувстви тельности и возможности слегка откидывать голову. Первая часть романа названа автором «Мертвый». Пока герой ищет пути только в себя, думает только о себе — он мертвый. Но среди *ыслей об утраченном — о здо ровом поте работы, о вкусе хлеба и ягод, о морозе и солнце, о первой ночи с люби мой — вдруг появляются и другие. Джо Бонхэм теперь может думать сколько угодно и о том, над чем «он прежде никогда не задумывался. Например, над тем, «как люди уходят на войну», И теперь, оказавшись «на горе, где он всегда будет один», Бонхэм понимает, какая ложь опутывала его с самого начала. «Парни всегда сражаются за свободу — какая-то вечная чертова карусель. В 1776 го^у Америка с боями проклады вала себе путь к свободе. Сколько тогда полегло ребят! А что в итоге? Намного ли у Америки больше свободы, чем у Канады или Австралии* которые за них не сражались? ...Попробуйте найти парня, о котором можно было бы сказать: вот американец, сра жавшийся за свою свободу, и чтобы каждый увидел, как сильно отличается он от ка надца, который за нее не сражался. Ей-богу, не найдете, и в этом все дело...». С запоздалым сожалением Джонни выясняет, что воевал за «бессмысленные, на пыщенные слова». И ирония, и логика уступают место такой же запоздалой ненависти. «Всегда хватает людей, готовых пожертвовать чужой жизнью. Они удивительно гор ласты и способны без конца разглагольствовать... А что говорят мертвые?.. «И эта вне запная мысль открывает Джонни новые бездны. «Он мог говорить от имени мертвых, ибо был одним из них. Из всех когда-либо умерших солдат он был первый, у кого ос тался живой мозг». Именно сейчас, когда он осознает это, Джонни становится живым. Так назвал Трамбо вторую книгу — «Живой». Джонни снова обретает мир, из крох ощущений построив время и пространство. Затылком по подушке, до обмороков, до головных болей он отбивает знаки аз буки Морзе. «Так он сможет говорить. Так он вырвется из безмолвия, черноты и беспо- t 0*Сьр<лж «Ж » 4* I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2