Сибирские огни, № 9 - 1983
П О С Л Е С Л О В И Е Незадолго до Вьетнама, или что получил Дусопни? Вот уже много лет Соединенные Штаты Америки не ведут военных действий на своей земле — вернее, не ведут на ней регулярных боевых действий. Но нет в амери канской истории практически и дня, когда бы военнослужащие граждане США не при нимали участия в боевых действиях в самых разных частях земного шара — в Азии, Африке, Латинской Америке... С Соединенными Штатами в первую очередь связано то беспокойство, мало- помалу превратившееся в обоснованную и доказанную тревогу, которая овладела миром после второй мировой войны. Тревогу, которая отразилась в творчестве почти всех прогрессивных художников, писавших о войне, и судьбах нашей планеты. На послевоенное искусство легла серьезная задача: осмыслить трагический опыт, накоп ленный человечеством, оплаченный потерями, кровью, страхом. Но начало антивоенному роману было положено не в сороковые годы. В амери канской литературе традиция антимилитаристского романа существовала с момента ее, этой литературы, возникновения. Натаниэл Готорн, Джеймс Фенимор Купер, Гер ман Мелвилл уже писали о войне как о каком-то неразрешимом и кошмарном явле нии, сопутствовавшем истории человека. Американские писатели оказались к концу девятнадцатого — началу двадцатого века в более сложном положении, чем их европейские собратья. В новой стране во царение капитализма произошло в такие исторически сжатые сроки, что действитель ность вынудила поэтов, писателей и журналистов от восхваления героизма войны за независимость перейти почти сразу же к жестокой критике тех, кто пожал плоды национальной победы,— обличению плутократии, торгашей, политиков. Народу доста лось лишь то, что получил герой одного из лучших романов Германа Мелвилла «Из- раэль Поттер. Пятьдесят лет изгнания» (1855): нищета, гонения, безвестность. Отныне в американской литературе, исключая массовую, прекращаются попытки героизировать прошлое — украшать флаги наградами, венчать лаврами гений полко водцев и государственных деятелей. -Настала пора горьких разочарований: литература США больше не увидит того, что славил Д. Фенимор Купер в «Осаде Бостона» или «Шпионе». Герой романа Стивена Крейна «Алый знак доблести» (1894), молодой сол дат гражданской войны между Севером и Югом, уже дезертирует с поля боя, поняв, что ему уготована гибель за чуждые интересы, за чужое благополучие и политиче ские цели. Именно тогда окончательно складывается в американской литературе ставшее традиционным восприятие войны, укрепившееся в наши дни в прогрессивной литера туре США. Это ощущение полной лживости военной романтики, это ужас осознания себя крохотной деталью огромного механизма бессмысленного уничтожения, и самое главное, самое страшное — ощущение отсутствия цели, ответа на вопрос «Зачем?». На этом пока придется остановить разговор, необходимый для того, чтобы пра вильнее понять все, что будет в дальнейшем сказано о романе, который вы сейчас прочитали. Судьба романа, так же как и ее автора, далеко не проста. В тридцатых годах Дальтон Трамбо., едва перешагнувший тридцатилетие (он родился в 1905 году), становится одним из наиболее активных и известных сцена ристов Голливуда. Вначале он был среди безымянных сценаристов, которые, по голли вудской технологии, обрабатывали сценарии знаменитостей, плохо разбиравшихся в специфике кино. Но вскоре его имя перекочевывает в «шапку» — появляется в титрах самостоятельных картин. К концу сороковых годов карьера Трамбо могла бы благопо лучно развиваться дальше, если бы не одно серьезное обстоятельство. Видимо, нет нужды объяснять, что такое «холодная война». Одной из характер ных ее черт стало усиленное гонение на левых в искусстве. Во внутренней жизни Америки начинается то, что впоследствии было названо средневековым термином: «охота на ведьм», травля передовых американцев, в особенности интеллигенции. Для того, чтобы уничтожить всякую возможность сопротивления со стороны обществен ности, чтобы развязать правительству руки для политических авантюр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2