Сибирские огни, № 9 - 1983
\ тина — «проза не только решенных проб лем, но вопросов, загадок и тайн». В статье «Предостережение совести» «вопросов, за гадок и тайн» в сущности нет,. а есть от веты и «решенные проблемы». Начав с открытого, публицистически заостренного символа «царского лиственя», критик и в дальнейшем ведет разговор на этой ноте, четко разделяя персонажей Распутина на «добрых» (Анна, Дарья, Настена, Кузьма) и «злых» (Люся, Гуськов, Петруха, Андрей, Евгений Николаевич). Но автор сам цити рует слова Распутина: «Нет, в каждом из них... с руками-ногами сидит все же не один человек — несколько, вот и тянут его в разные-стороны,"разрывают на части»... Характерно, что критик не вспоминает ни о Михаиле из «Последнего срока», ни о Пав ле из «Прощания с Матерой» — персона жах, не поддающихся однозначной оценке. Да и других героев он «выпрямляет», превращая каждого в иллюстрацию общих положений типа следующего: «Чтобы вер нуть таким часто звучащим словам перво зданный смысл, необходимы именно Прав да, Совесть, Стыд, Душа, Вина». Вряд ли в свете таких отвлеченностей можно понять подлинную сложность и новизну художест венного мира Распутина; напротив, они ве дут к его упрощению. Вот как, например, характеризуется коллизия повести «Живи и помни»: «Семья разваливается на глазах, потому что один человек посягнул на все общую правду: оставил в беде мать-родину и тем самым направил удар на собственную семью и своего продолжателя рода — не- родившегося первенца. ' Гуськов убил не только всю семью, но и весь свой род. Это великая трагедия, пбтому что семьей у Распутина держится жизнь». Но разве весь смысл повести В, Распу тина сводится к личной вине Гуськова? Все дело в том, что коллизия повести является неотъемлемой частью подлинно великой со циальной трагедии — войны, которая по рождает свои объективные законы, свою неизбежность; изменить их своей вблей человек не в силах; выступая против них, он обречен на моральное и физическое крушение. Без этого объективного социаль ного трагизма, связанного с возникновени ем ситуаций, от человеческой воли не зави симых, с могущественным движением, кру то меняющим все человеческое бытие, нель зя, на мой взгляд, понять смысл распутин ских произведений. Н. Антипьев идет по другому пути, соскальзывая в нравствен ную проповедь, внося невольно в художест венный мир писателя ноты какой-то благо стной елеййости. Внеисторическая, внесоциальная мораль ная проповедь абстрагирует разговор о ли тературе, лишает его живой конкретности, «плоти» наблюдений и открытий; она ме шает развернуться аналитическому дарова нию, несомненно присущему Н. Антипьеву, затуманивает саму личность критика. Своеобразно сталкиваются противопо ложные тенденции в работе Н. Антипьева об «Утиной охоте» А. Вампилова. Основ ным пафосом статьи является отрицание односторонней оценки такого сложного ха- • рактера, как Зилов, критика истолкования пьесы как последовательного разоблачения и развенчания ее главного героя. Чтобы опровергнуть эту трактовку, автор опира ется на сложную художественную структу ру пьесы, интересно' анализируя многие ее эпизоды и детали, выпавшие из поля зре ния других критиков. В то же время Н. Ан-, типьев невольно впадает в односторонность противоположного плана; он полностью противопоставляет Зилова окружающей его среде, стремясь доказать, что автор прямо ведет своего героя к нравственному возрож дению,. Бунт Зилова против лжедрузей, например, он определяет, как «окончатель ное пробуждение Виктора Зилова к пол ноценной социальной жизни»; в этом же смысле трактуется и финал драмы: «Так кто же такой Зилов? Зилов — человек, откры вшийся для новой жизни. Добро, дремав шее в его душе, наконец-то пробудилось». Но такой трактовке сопротивляется весь эмоциональный настрой, создаваемый пье сой: в ней есть страдание героя, но нет его очищения,, зла в нем до самого конца уж во всяком случае не меньше, чем добра, связь его с Окружающей средой очевидна и до конца не преодолена; в целом пьеса ос тавляет чувство глубокой тревоги, не давая разрешения. Все дело в том, что социаль ная, психологическая правда, заключенная в характере Зилова, не укладывается в мо ральное поучение. 1 Не желает укладываться в него и вся серьезная литература, к анализу которой стремится Н. Антипьев. Углубить социаль но-аналитическое начало в исследовании нравственного содержания искусства — вот задача, стоящая перед молодым иркут ским критиком. В. СЕМЕНОВ. ___________ ______ г п м | *У»ПИПГЧГППЕ| Ш П П » ЛЙ V — I У оЗ Г. 32. ----- ■*------- •— г —п * —— о ч л 1 , 1 а . и с а , 20-54-28 О Т Д П В П Ч Й Т отд. очерков — 20-56-09. отд. поэзии — 20-56-Й9, отд. критики ■ __________ отв. секретарь — 20-55-18, зав, редакцией — 20-56-23 — 20-53-67, 20-56-50. м „ . , „ й Сдано в набор 31.05.83 г. Подписано в печать 17.08.83 г «оПП/10 Типография изд-ва «Советская Сибирь». 000048, Новосибирск, 48, ул. Немировича-Данченко, 104.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2