Сибирские огни, № 9 - 1983
бы» (Иркутск, 1972), «Из пламени и света» (там же, 1976), «Восхождение» (там же, 1978), посвященная литературному процес су Сибири первой трети XX столетия. Об этой трилогии писали много, отмечая и широту взгляда, и глубину анализа, и. уникальный размах работы, посильный, ка залось бы, только коллективу ученых и пи сателей, а не одному человеку; достаточно сказать, что В. Трушкин стер много «белых пятен» на карте литературной Сибири, что в поле его зрения оказалось творчество со тен прозаиков, поэтов, критиков, внесших свой'вклад в культурную жизнь огромного края — от Урала до Тихого океана. Огромную, разрозненную, никем не уч тенную массу книг, журналов, альманахов, газет, о которых зачастую знали только в местах их издания, писатель и ученый В. Трушкин нашел и изучил, невиданно рас ширив наше представление о литературном процессе в Сибири на протяжении многих десятилетий. Книга «Литературный Иркутск» примы кает к этой трилогии, в чем-то ее дополняя, в чем-то детализируя. При поверхностном взгляде может показаться, что новая книга В. Трушкина будет интересна только ирку тянам.. Но это сорСем не так. Всем своим строем, всем содержанием книга «Литера турный- Иркутск» отвечает на множество вопросов, которые не оставят равнодушны ми самых разнообразных читателей, заду мывающихся о судьбе родного слова. И главный среди этих вопросов — как фор мировалась советская литература, как воз никали, ее великие традиции, какие процес сы шли в ней, насколько они сказались в творчестве писателей-сибиряков. Возможность увидеть:сходные явления в произведениях, создававшихся в разных концах страны, позволяет, естественно, су дить, какие особенности определялись не местом их создания, а удивительным време нем;, отметившим своей печатью творения, разделенные расстоянием в многие тысячи верст. Заслуга В. Трушкина —в умении вгляды ваться в суть событий, в убедительности анализа огромного числа фактов, когда каждый из них перестает, быть только фак том «местного значения» и становится свое образным, а иногда и неповторимым дока- , зательством всеобщности, ряда положений, определяющих развитие советской литера туры. Исследователи литературы первых после революционных лет не раз. отмечали, как. наивно многие бесспорно талантливые поэ ты Сибири пьггались использовать старые поэтические приемы и образы, чтобы выра зить новое содержание. Этот же недостаток подмечает В. Трушкин в ранних стихах И. Уткина, Д. Алтаузена, В. Друзина. Но критик идет дальше: он не просто констати рует просчет, но и объясняет его, причем, убедительно и... неожиданно. В. Трушкин приводит отрывок из автобиографических заметок Эдуарда Багрицкого: «Стихи я пи сал сугубо сложные, события мало волнова ли меня, я старался пройти мимо них»... Говоря о поэтах-иркутянах, исследователь подчеркивает,, что аналогичное пережили и они. Частный факт, благодаря столь умест но.приведенному объяснению Э. Багрицко го, -помог-проследить характерный процесс. Выходит, дело не в особенностях Сибири и литературы, рождавшейся на ее земле, а в закономерности, проявившейся у столь раз ных поэтов. Это ценное наблюдение В. Трушкин за вершает выводом, относящимся к юноше-, ским строкам И. Уткина: «Личный жизнен ный опыт поэта еще не стал предметом и содержанием его лирики...» Как настоящий ученый, В. Трушкин ни где не пытается «выпрямить» путь того или иного автора, «упростить» тот или иной сложный поворот литературного процесса. Более того, он, говоря, к примеру, о первых послереволюционных годах, подчеркивает: «Литературная жизнь Сибири начала 20-х годов была не только‘разнообразной и бо гатой, но и противоречивой. В целом это был многогранный, крайне сложный процесс, в котором нередко сталкивались противо борствующие, подчас полярные тенденции. Новая литература росла и крепла в борьбе с отживающими, обветшалыми эстетическими концепциями и литературными направле ниями». И, в конечном итоге, это наблюде ние подкрепляется еще одним выводом, опи рающимся на множество фактов: «...подлин ное искусство не может существовать, не питаясь соками жизни, не живя треволне ниями своей эпохи». Так повествование — живое и взволно, ванное — о литературной жизни Иркутска в 20—30-е годы становится вместе с тем ув лекательным повествованием о творчестве народа, совершившего первую в мире со циалистическую революцию. На примере лишь одного города Сибири ставится ог ромная проблема: революция и искусство. И не только ставится, но и во многом реша ется —с помощью убедительного анализа, доказательной аргументации, опирающейся на многие впервые опубликованные факты, открытые автором. Но нет ли преувеличения в том, что мно гие стороны литературного процесса страны могут быть прослежены на примере событий одного города — Иркутска? Смело скажу — нет. Нельзя забывать, что в начале 20-х годов Иркутск стал «средото чием литературной и культурной жизни всей Восточной Сибири,— отмечает В. Труш кин.— Из Иркутска в советскую литературу пришли Иосиф Уткин и Джек Алтаузен, Ва лерий Друзин и Михаил Скуратов, Влади мир Зазубрин и Исаак Гольдберг, Василий Непомнящих и Лев Черноморцев. Несколь ко позднее Иркутск дал П. Петрова и Пав ла Нилина, Константина Седых и Георгия Маркова^ да и многих других интересных писателей». Как тут не вспомнить, что спу стя еще годы Иркутск подарил читателю книги Валентина Распутина и пьесы Алек сандра Вампилова, что именно здесь появи лась плеяда прозаиков, обогативших своим Творчеством советскую литературу. Этот очень весомый перечень снимает всякие со мнения относительно возможности сделать выводы о литературном процессе страны, опираясь на факты литературной жизни Иркутска. Если в первой части книги анализируется литературная жизнь Иркутска, да и всей Восточной Сибири, то вторую часть состав- ляют литературные портреты наиболее зна чительных писателей, чья жизнь и творчест во. были связаны .с Иркутском. В их числе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2